Шедевр Албанского (Азербайджанского) зодчества

1358935388_alban
Одним из величайших шедевров Албанского (Азербайджанского) зодчества является монастырь Хазинадаг (Гандзасар), который находится в Кельбаджарском районе, в двух часах езды от г. Ханкенди. Монастырь стоит на вершине горы Хазинадаг, величественно возвышающегося над историческим селением Ванкли (Vəngli). Композиция собора, его величина, богатство архитектурного и рельефного убранства, и высокое качество обработки форм ставит этот ансамбль в ряд самых значительных албанских церквей.
Название «Хазинадаг» в переводе с тюркского языка означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средние века. Однако, настоящим сокровищем горы Хазинадаг, как и всего Карабаха, является кафедральный Собор Св. Иоанна Крестителя (аз: Yəhya Vəngi) воздвигнутый в XIII веке, вернее, в 1216 г. Асаном Джалалом Доула — влиятельным албанским князем Хачена.
Родословная Асана Джалала Доулы берет начало от Арраншахов—одного из самых древних царских династий Кавказа, которые властвовали над северными провинциями Азербайджана, начиная с периода античности, и история которых восходит к легендарному прародителю тюрок и первому правителю Албании и Азербайджана Йафету, сыну пророка Ноя
2
В главной надписи монастыря, повествующей о строительстве храма написаны следующие строки:
«Во имя Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа (я) оставил эту надпись. Я, смиренный раб Божий Джалал Доула Асан, сын Вахтанга, внук великого Асана, природный самодержавный князь обширных пределов области Хаченской…
Церковь была освящена в 689 (1240) во время правления Нерсеса, католикоса Албании. Данная надпись утверждена волею Господа, кто будет противиться, тому Бог и его святые будут врагом».
Могильная плита Асана Джалала, сделанная из белого мрамора, расположена прямо перед входом в главный зал соборной церкви. На могильной плите выгравировано: «Здесь покоится Великий Джалал. Вспоминайте его в своих молитвах. В год 1431».
В память о своем великом предке потомки Асан Джалала стали называть себя Асан-Джалалиями. Незадолго после мученической смерти Великого Князя в 1261 г. От руки Аргун хана, род Асан-Джалали разделился на две фамильные линии. Одна ветвь продолжила управлять провинцией Хачен в качестве владетельных князей. Другая же ветвь, клерикальная, возглавила Святой Престол Гандзасара Монофизитской Апостольской Церкви, передавая по родовой линии титул Католикоса Албании—верховного патриарха северных, христианских провинций Азербайджана.
Албаны, т. е. предки азербайджанцев верили, что в монастыре Хазинадаг (Гандзасар) находится одна из самых почитаемых христианских реликвий—отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя. Повествование о том как голова Святого Иоанна оказалась в Стране Албанской и в Гандзасаре можно найти в приложении «Истории Страны Албан» Моисея Каганкатуйского. Во многих редакциях приложении говорится «О честной голове Иоанна Крестителя, и о том, как она была доставлена в монастырь, где находится престол Албании». В приложении указано что в течении столетий голова Св. Иоанна переходила из рук в руки пока некий князь не выкупил реликвию и забрал ее с собой в Константинополь где «католики хотели похитить ее и увезти на Запад». Но князь, говорится в повествовании, взяв с собой голову, «убежал на север, в Иверию». В 1211, Асан Джалал отправляется в Иверию, к брату, у которого к тому времени находилась голова Св. Иоанна. Асан Джалал попросил брата отдать ему реликвию, но получил отказ. Тогда он забрал голову силой и
3
возвратился обратно в «родовую усыпальницу свою».
В приложении далее говорится: «И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную кафедральную церковь во славу Бога Христа, и Крестителя Его—Святого Иоанна. А в день освящения церкви назвал ее именем Святого Иоанна. Здесь же, кроме того [находится] и законоучающая святая челюсть Григория Просветителя, и десница Святого Захария, отца Иоанна, и мощи Святого Пандалиона, великого мученика, и мощи других святых, которые исцеляют [больных] во славу Христа, Бога нашего, благословенного во веки веков».
Замок Алван (Агуан), располагавшийся в прошлом недалеко от монастыря, считается местом возникновения самого древнего из сохранившихся Азербайджанских (Албанских) конституционных указов – Канонов. Каноны были составлены в начале V века по приказу Албанского царя II Вачагана Благочестивого, и приняты по результатам Алванского (Агуанского) Собора—собрания знати и духовенства Албании. Полному тексту Канонов посвящается одна из глав книги «История Страны Албан» средневекового адбанского историка Моисея Каганкатуйского.

Бахтияр Тунджай
KarabakhINFO.com

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma