Ещё одна армянская фальсификация: чьи предки Яфес и Тогарма, хаев или тюрков?

bextiyar-tuncay
По Моисею Хоренаци, отцу армянской истории, сын Ноя Яфес и Гомер, Ашкенази, Рифат, Тогарма и Хайк, будучи их внуками являются предками армян. (1. 5-6) Армянская историография, основываясь на эту информацию, вышеперечисленных полумифических, полуисторических личностей выдает за предков армян, а также пророка Ноя считает армянином. Другие исторические источники указывают, что за исключением Хайка, остальные к хаям отношения не имеют. Например, албанский историк VIII в. Моисей Каланкатуйский в “Истории албан” пишет интересные и ценные сведения про Яфеса, одного из сыновей Ноя, про его род, земли:
“После того как по настоянию Ноя братья поклялись в том, что не будут грабить друг друга, территория, определенная Яфесу простиралась на севере от Мидии до Гадрионы (в действительности Гордиана, т.е. Курдистан – Б.Т. ), доходила до низа течения реки Тигр, разделяющего Мидию от Вавилона”. (2.14)
Как видно из информации, историк VIII в. рассказывая про территории Яфеса упоминает про Мидию. Это название государства, который существовал на территории Азербайджана в VII-V в. до н.э. Автор этим указывает на упомянутую территорию. В 7-й главе книги “Список правителей Албании начиная с Яфеса и Арана до Вачагана III” представляет Яфеса первым каганом Албании, т.е. Азербайджана, рассказывает о нем как о правителе. Во 2-й главе книги Моисей Каланкатуйский рассказывая о роде Яфеса и странах, которыми они правят, вновь показывает Азербайджан в первых рядах и на первые места размещает Атропатену и Албанию, т.е. юг и север Азербайджана.(2.17)
Эта последовательность наблюдается в произведениях христианских авторов, затрагивающих эту тему. С этой точки зрения интересны переданные сообщения историка IV в. Евсевия, сына Памфилана:
“…это народы рода Яфеса, третьего сына Ноя. Они расставлены таким образом, от Мидии до Сперии, от Океана до Аквелона; мидийцы, албаны, гаргары… сарматы, меоты, искиты,, таврии, бастараны… Страны, где они расположены Мидия, Албания, Меотия, Сарматия, Таорвания…” (3. 100)
Похожие мнения встречаются и у Ипполита. Он также говоря о сыновьях Яфеса, перечисляя их земли Мидию и Албанию приводит в первых рядах. (3. 96)
Как писал видный азербайджанский просветитель и историк Аббасгулу ага Бакиханов, Яфес был первым правителем тюрков. Он ссылаясь на произведение “История Гозиде” автора XIII -XIV вв. Гамдуллы Мустовхи Газвина и “Хуласети-Эхбар” автора XV в. Хондамира дает обширную информацию о сыновьях Яфеса, отмечает что первого сына зовут Тюрк. (4. 31)
В отличие от христианских историков, указывающих Азербайджан центром царства Яфеса, мусульманские историки этот центр называют “Восточная страна и Туркестан”. С этой точки зрения не является исключением известное произведение азербайджанского историка XIV в. Фазлуллах Рашидаддина “Джами ат-Таварих”. (5. 10)
Еврейские, христианские и мусульманские источники единогласны в том, что тюрки происходят от рода Яфеса сына Ноя. Интересны высказывания отца тюркологии Махмуда Кашгарлы: “Тюрки на самом деле имеют 20 ветвей. Род каждого из них доходит до сына пророка Ноя Яфеса, сына Яфеса Тюрка”. (6. 22)
Мусульманские историки не отрицают сказанное своими предшественниками. дело в том, что в христианских источниках, в т.ч. в “Истории албан” север Азербайджана, т.е. Албанию еще называют “восточной страной” (2. 17-19), также Фазлуллах Рашиддаддин использует это выражение. (5. 10) Что касается выражения “Туркестан”, то он в различное время охватывал Азербайджан, самый показательный тому пример “Китаби Деде Горгуд”. В этом произведении Баяндыр хана, Газан хана называют “опорой Туркестана”. Это мнение в произведении “Китаби Диярбекириййе” высказывает другой азербайджанский историк Абу Бекр аль Техрани аль Исфахани. (7. 20)
Письменные источники, археологические и наземные памятники поразительно дополняя друг друга, указывают на территории Азербаджана как на место проживания пророка Ноя, отца Яфеса (Олджай). Неоспоримое и основное доказательство сказанного то, что могила пророка Ноя находится в Азербайджане, а если точнее в Нахичевани. Надежным источником, подтверждающим отношение Ноя к Нахичевани, являются записи римского историка Птолемея, жившего в I-II в. Он указал, что Ной жил и умер Нуксуане, т.е. Нахичевани, занимался добыванием соли. (7. 190)
Интересно, что археологические исследования, проведенные в соляной пещере в Нахичевани, где тысячелетия добывалась соль, доказали правдивость информации Птолемея о том, что это занятие началось со времен пророка Ноя. Вдобавок, последние археологические исследования на территории Дуздага (Соляная гора) показали, что эта территория является первой в мире, где производилась соль.
Необходимо также добавить к сказанному, что при сельджуках был над могилой пророка был построен склеп, который посещали путешественники и отмечали об этом в своих произведениях, т.е. этот человек не мифическое существо, а реальная историческая личность. Однако нет сомнений в том, что в последующие периоды вокруг его имени выдумывались мифы. (7. 194)
Моисей Каланкатуйский в произведении “История албан” пишет, что один из сыновей Яфеса Гомер был вторым правителем Албании и он потомок киммеров: “Вот сыновья Яфеса: Гомер (Кимер) – гаммиры (киммеры) из его рода…” (2. 14-15)
Ассирийские источники, называющие киммеров “гамара” пишут, что они жители Мидии, т.е. Азербайджана и их правитель Тугдаммен (Тохтамыш). (8. 319-327) В расплывчатых мнениях русской и европейской литературы этот народ был персоязычным. (9. 239-241) Однако, имеющиеся на руках неоспоримые доказательства говорят об обратном, однозначно указывают на тюркоязычность киммеров. С этой точки зрения сказанное средневековым историком Прокопием считается незаменимым источником:
“После сагинов составляющих большинство в стране гуннские племена расположились на территориях от болота Меотий и реки Танаис. Живущие здесь народы в древности называли киммерами, ныне называют итигурами”. (10, 20, 13. 96-97)
Как видно из сообщений Прокопия, гунны-тюрки, а также итигуры один из ветвей гуннов в древности назывались киммерами. Это означает, что античные авторы не сомневались в турецких корнях киммеров.
Миф про итигуров и кутригуров из рода гуннов подтверждает те же мнения. Бахсуддин Огель в книге “Тюркская мифология”, рассказывает о легенде гуннов про оленя:
“Когда-то у короля Киммера были два сына по имени Итигур и Кутригур. Однажды эти мальчики выходят на охоту. Охотясь онии встречают олениху и начинают ее преследовать. Она бежит, мальчики преследуют и наконец приближаются к берегу моря. Дети хотят зажать ее к мору, но она бросается в море и начинает плавать. Мальчики плавают за ней. Олениха впереди, а мальчики сзади приплывают к берегу. Как только дети ступают ногой на берег , она пропадает из виду”. (11. 575)
Эта легенда, связанная с генезисом гуннов-тюрков дает все основания утверждать, что упомянутый народ пришел из Анатолии в Восточную Европу, родовое древо взошло от киммеров, а значит Азербайджана и Восточной Анатолии.
Как отмечалось выше, Моисей Каланкатуйский писал, что один из сыновей Яфеса был Кимер и киммеры из его рода (2. 14-15) Автор в то же время представляет предка кимеров вторым монархом Азербайджана (Албании) после Яфеса.
В 1933 г. в найденной мраморной плите в храме Иштар Ашшурбанипала (668-663 г. до н.э.) в Ниневии указано, что монарх Тугдамме (Тохтамыш) является правителем саков. Издатель текста Р.Томпсон по своему обосновал выражение “сак” и следующий за ним клинописи, указывая, что речь идет о какой-то ветви саков. Впоследствии, Х.Тадмор заявил, что это выражение нужно читать как Сака и Гутиум (страна Гутиум, страна кутиев). По его мнению. исходя из текста можно считать, что лидер киммеров Тугдамме Ашшур повелевал над саками. (12. 84)
Как писал Геродот, правлению киммеров положил конец какое-то племя искитов, сместил их с реки Аракс сперва на южные берега Черного моря, а затем на северные берега. По словам историка, искиты жили на берегу реки Аракс. Они перешли реку, дошли до страны киммеров и стали их преследовать. (13. 24) Однако специалисты почему-то всегда говоря про искитов считают их пришлым народом в Азербайджан, хотя археологические факты, древние письменные источники говорят о том, что первой родиной искитов и искитов-саков является Азербайджан и Передняя Азия.
Как мы уже отмечали, армянские историки, ссылаясь на Моисея Хоренаци утверждают, что Ашкенази из рода Ноя и являются предком армян. Моисей Каланкатуйский, рассказывая о сыновьях и внуках детей Яфеса, особенно подчеркивает имя Ашкенази и утверждает, что сарматы из этого рода.
Страбон (63 в. до н.э. – 23 в. н.э.) разделил искитов на 2 части: роксолана и сарматы, а сарматов на царских сарматов и казыгов (13. 51) Иосиф Флавий (1 в.) также говорит о сарматах как об одном племени искитов, вспомнив их атаки на Рим, пользуясь выражением “искитов, называющихся сарматами”. (13. 53)
По Страбону, одна часть сарматов называлась “сарматы-казыги”, т.е. сарматы-казахи. Интересно, что сарматы приняли участие в этногенезе казахов. (19. 116) По мнению античных авторов сарматы появились в результате отношений искитов и амазонок, говорили на искитском языке. Как писали эти авторы, сарматы обосновались от черноморских искитов, на востоке реки Дон.
Анализ этих источников показывает, что их земли охватывали нынешнюю Россию – Калмыкию, Астрахань, Ставрополь, Ростов. Некоторые античные авторы называют сарматов “савроматами”. Например, Геродот писал “савромат”, а живший в IV в. до н.э. Скилак Кариандидли использовал термин “сармат”, Овидий Назон ползовался обеими названиями. Плиний писал, что греки называют сарматов “савроматами”. (13. 329-330)
Сицилийский Диадор и Плиний писали, что сарматы были принуждены к переселению из Мидии, т.е. Южного Азербайджана. По этой причине некоторые античные авторы идентифицировали сарматов с мидийцами. К примеру, Плиний и Юлий Солин считали сарматов потомками мидийцев. Плиний считал сарматов одним из ветвей тюрков, а Помпоний Мела писал, что сарматы являются соседами тюрков. Во II в. до н.э. автор Дионисий Перегет идентифицировал сарматов с гуннами. Один из казахских родов с кыпчакским происхождением также сарматы и они были известны среди казахов под названием “сармат” и “сармат телеу”. (14. 329-330, 334) Этот факт помогает нам понять, почему столица Атропатены называли Казага (Газах) и отчего кыпчакские элементы в азербайджанском языке организуют особый пласт.
Известно, что мадайский народ, которого античные авторы считают внуками сарматов, участвовал в этногенезе казахов. В священной книге “Тора” рассказывается, что один из сыновей Яфеса является Мадай. В клинописях, которые относятся к IX – VIII вв. до н.э. рассказывается о народе мадай и государстве Мадаййа. Древнегреческие авторы, в т.ч. Геродот называл это государство Мидией, народ мидийцами.
Следы мадайцев и др. тюркских родов, сформированных в Азербайджане мы встречаем в Туркестане. Впоследствии по каким-то причинам они покинули Азербайджан и приняли участие в этногенезе казахов. Мадайцы также один из тюркских родов, образовавших казахский народ. (25. 118) Живущие в Азербайджане и принявшим участие в этногенезе казахов, киргизов, узбеков, а также каракалпаков родом были и албанцы. (16. İV, 326; 19. 66, 82; 17. 16). Имя албанцев, одного из рода Яфеса в письменных источниках указывается после рождественских источников.
Напомним, что армяне, ссылаясь на Моисея Хоренаци считают Тогарму одним из своих предков. Моисей Каланкатуйский в 8-й главе “Список правителей Албании начиная с Яфеса и Арана до Вачагана III” перечисляя род начиная от Яфеса и продолжающееся его сыновьями, в 4-м ряду пишет о Тогарме:
“Яфес, Гомер (Кимер), Тирас, Тогарма (Тюрк)…” (1. 19)
Выдавая албан за одну из своих ветвей и таким образом присваивая его культурное наследие, армяне всегда старались получить от этого выгоду, тем самым вводя мировую общественность в заблуждение. К сожалению, наши ученые не обращали внимания на некоторые нюансы, затаившихся в корнях этой задачи. Нюанс этот заключается в том, что хазарские тюрки считали себя и родственных им другие тюркские роды из семейства Тогармы. Хазарский каган Иосиф Бизанс, принявший иудаизм в письме, написанном императору указывает, хазары относятся к роду Хазара, одного из 10 сыновей Тогармы (тюрка), перечисляет их имена – Уйгур, Турис, Огуз, Бизал, Тырна, Хазар, Янур, Булгар, Савир. (19. 7)
Достаточно этого факта, чтоб утверждать от отношении этногенеза хазаров к Азербайджану и Восточной Анатолии. Дело не только в этом, как писал Табари, до конца жизни сасанидсткого шаха Губада, Аран (Албания), Грузия, Васпуракан (включая Нахичевань и Дийарбекир), Сисакан (Зангезур) был в руках хазаров, а Габала был центром гуннов:
“…Поэтому вместе с этими областями Азербайджан называли Хазарским государством” (20. 90)

Тот же автор особенно подчеркивает преемственность хазаров и тюрков к роду Яфеса. (19. 7) Написанный на персидском языке неизвестным автором в 7 в. “Мечме – уль Таварих” также повторяет это мнение. (22. 98-105)
Возникает вопрос: как может четвертый шах Албании, сын Яфеса одновременно быть отцом армян, хазарских тюрков, а также булгаров, савиров, огузов, уйгуров и др. тюркских народов, перечисленных в письме Иосифа? Ответив на этот вопрос можно внести ясность в загадку армянских “ученых”-фальсификаторов. ссылающихся на Моисея Хоренаци.
Ответ на вопрос прост – во всех без исключения еврейских источниках выражение “Дом Тогармы” приписывается к тюркам. (19. 7)

Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Хоренский Моисей. Армянская история. Перевод Н.О.Эмина. M.: 1893

2. Kalankaytuklu M. Alban tarixi.”Elm”, B.,1993.

3. Алиев К. Античные источники по истории Азербайджана. “Элм”, Б.,1987.

4. Bakıxanov A. Gülüstani – İrəm, B., 1951.

5. Rəşidəddin. Oğuznamə. Tərtibçi İ.M.Osmanlı. B.: Azərbaycan Milli Ensiklopediyası, 2003, 108 s.

6. Mahmud Kaşğari. Divanü lüğət – it – türk. Bakı, Ozan, 2006, I c. 512 s.

7. Oğuz Y, Tuncay B. Türkün gizli tarixi, B. 2009.

8. Гейбуллаев Г.А. К Этногенезу азербайджанцев. “Элм”, Б.,1991.

9. Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источникн по истории Урарту. ВДИ, 1951, № 2.

10. Oğuz Y. Qədim Azəbaycan və Anadolu türkləri. “Azərbaycan Milli Ensiklopediyası” NPB.,B.,2002.

11. Ögəl B. Türk mifologiyası. l c. B.,”MBM”, 2006.

12. Грантовский Э.А. Индо-иранские касты у скифов. XXV Международная конференция востоковедов. Доклады делегации СССР, М., 1960.

13. Гасанов З. Царские Скифы. “Liberty Publishing House”, New York, 2000.

14. Гейбуллаев Г.А. К Этногенезу азербайджанцев. “Элм”, Б.,1991.

15. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата,1968.

16. Велиханов Ч.Ч. Сочинения, тт.,l-lV.

17. Кармышева Б.Х. Узбеки – локайцы Южного Тадикистана. М., 1954.

18. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. «ТИЭ. Новая серия», 1950, т. lX.

19. Плетнева С. А. Хазары, М., 1976.

20. İslam Ansiklopedisi, 1950.

21. Ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук. Сер. 1. С. 216—218.

22. Моджмал ат-таварих, Тегеран, 1939.

Бахтияр Тунджай
KarabakhİNFO.com

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma