Монастырский комплекс Татев

Tatev_Monastery

Одним из величайших творений албанских (азербайджанских) зодчих является  монастырский комплекс 10 века Татев в в Герусском районе Зангезурского махала Западного Азербайджана. Комплекс, куда входят так же церкви Св. Георгия, Св. Погоса и Петроса, Св. Богородицы, находится в 25-и км от города Сисиан. Монастырь окружен широкими стенами, имеет башни и большие ворота. В строительной надписи епископа Кафана Ованнеса (895 г.) в Татевской церкви написано следующее:

«В год, когда был 344 (895) монофизитского летосчисления и Пасха—в 4-й день навасарда (месяца), я, владыка Ованнес, что был рукоположен епископом Кафана вторым после владыки Соломона, положил начало строительству церкви».

Комплекс основан в 895-—906 гг. албанскими меликом (князем) Григорием Супаном II  и долгое время играла роль религиозного центра Кафанского Меликства. Монастырь являлся oдним из важнейших центров науки и просвещения Кавказской Албании XIV—XVвв. В Средневековье здесь развивалась татевская школа миниатюры.

 

 

 

 

После того, как Св. Месроп Маштоц, создал новую письменность для албан, царь Вачаган в различных местах Албании, в том числе и в Зангезуре открыл много албанские школы, которые на протяжении многих веков, несмотря на трудные времена, становились неугасаемыми очагами албанской науки и культуры. Благодаря этой древней традиции спустя несколько веков, точнее в 1280 году в Татеве начал действовать Албанский университет, основанный Св. Нерсесом. Слава университета возросла при ученике Св. Нерсеса – Св. Есаи. При нем там было написано, переведено и переписано множество философских и богословских трудов. Численность учеников достигала  нескольких сотен человек. Университет, просуществовав примерно 60 лет, был закрыт после смерти Св. Есаи.

 

 

 

 

 

Татевский университет состоял из трех отделений – факультетов.

На первом кроме изучения Святого Писания и творений отцов церкви, изучались сочинения древнегреческих философов, как на албанском языке, так и на древнегреческом. Это в основном труды Аристотеля, Платона, Порфирия, Зенона, Филона Александрийского и других. Также обучались летоисчислению, астрономии, арифметике и геометрии, анатомии и медицине, химии и географии. Изучали родной и иностранные языки, орфографию, историю, литературу и поэзию, педагогику, риторику и искусство проповеди.
На втором изучались разные виды живописи. Учились писать портреты и пейзажи, а также учились искусству миниатюры, росписи, переписывания и художественного оформления книг. Любимым предметом учеников была каллиграфия. На третьем преподавалась музыка, церковное пение и все, что связано с музыкой и пением – история и теория.
Учебниками для университета служили Святое Писание, творения и толкования св. отцов, труды философов, а также учебники, составленные Святым Григорием Татеваци, чье имя и слава непосредственно были связаны с университетом.
Благодаря Св. Татевли университет превратился в крупнейший центр албанской духовной жизни и науки, что сыграло значительную роль в деле сохранения национальной культуры и искусства, в деле поддержания и распространения просвещения.

 

 

 

 

Сохранилась жалованная грамота (1085) царя Сенекерима о возвращении Татевской лавре поселка Арит, где сказано:

«Волею всемогущего Иисуса я, Сенекерим, мелик Албании в краях Сисакана и Балха, прочитав неизменное писание прежних патриархов и князей, согласно моему сердцу, желая обновить вновь и возвратить (собственность церковную), написали сию грамоту по велению христолюбивых сестер моих—царицы Шахандухт и благопристойной девы Каты, которые, оставляя мирскую земную славу, шли по следу блаженного зова, с аскетической добродетельностью. 

Пожаловал (поселок) Арит со всеми окружающими его границами: землей и водой, пашней и всеми принадлежащими ему—святым церквам Татева, патриаршему престолу, святым Апостолам и святому Григору, при патриаршестве владыки Григора, епископа Сюника, и его усыновленного владыке Степаносе. 

Пожаловал (поселок) Арит без (каких-либо) счетов, не лишив кого-то, не отняв ни у кого, ни опечалив никого, поскольку он был собственностью нашей и ничьей. Пожаловал святому скиту Татева во спасение души моей и искупление грехов моих и сестер моих родных, за здравие и спасение чад моих Григора, Смбата и Севады, (а также) их матери и сестры. 

И установил сорочины, что обязаны совершить в святых церквах ежегодно, пока мы живы—20 дней мелику Григору—сыну Ашота и 20 дней моей матери—Софьи, а после нас 20 дней моей сестре Шахандухт и 20 дней мне—Сенекериму. 

Отныне, если кто-либо вздумает противиться (сей грамоте), расторгнет или осмелится отобрать или натравливать кого-нибудь или же оклевещет, (стараясь) вымогать выделенный нами у святых церквей, пусть тот не найдет милости Бога в этом мире и в потустороннем, пусть подвергнется анафеме с похитителями и грешниками, примет на себя проклятие злодеев с Каином, Иудой, Арием, духоборцем Македоном, диофизитом Нестором, Леоном Римлянином и подобными ему. А утвердившие (сию грамоту) да будут благословлены Богом вседержателем и всеми святыми. 

Написано собственноручно мною, Сенекеримом—сыном Севады, волею Божьей. 

Я, Шахандухт, свидетельствую сему твердому решению моего брата Сенекерима, что пожаловал святым Апостолам Татева. Да поздравит Бог святым церквам. Кто вздумает расторгнуть (сию грамоту), да унаследует проклятие, утвердившие же будут благословлены. 

Я, Григор, сын Сенекерима, и братья мои свидетели сим правдивым и нерушимым приношениям и повелениям, (скрепленных) в 534 (1085) году по милостивой воле добродетеля Отца-Бога, помазанного им Иисуса всевышнего и живительного Духа. 

Я, Григор, покорнейший слуга Христа и милостью его епископ Сисакан, с усыновленным мною Степаносом приняли сей Божий дар души у помазанного и венчанного царя Сенекерима, что креплено нерасторжимым и твердым решением в столице Татев, (у врат) святого Григора и животворного сего святого Знамения, цену их крови поселок Арит, в области Цхук. 

И установили в память о нас, что обязаны совершать ежегодно сии святые церкви согласно их грамоте при (нашем) здравии и после упокоения во Христе. 

Отныне, если мы и унаследуюшие за нами святой престол монахи, архииереи, церковники и иные распорядители поленятся совершить установленные сорочины и по каким-то причинам хотя бы один день уменьшат или расторгнут (дни службы и сию грамоту), да будут прокляты Христосом Богом, пусть вычеркнутся (их имена) из книги жизни и забудется их память перед святым алтарем… 

Сохранилось так же дарственная грамота  Сенекерима (1091 г.) о возвращении Татевской лавре деревень Аржис, Бердканеречи и Цурагет: 

«Это грамота моя, мелика Сенекерима, сына Севады. Поскольку Бог не злопамятен ко мне и помиловал меня во второй раз утвердиться во власти родного государства моего, разрушенного руками исмаилитян, прочитав былые грамоты о наследствах святой церкви и чудотворного престола Кафана, возвратил столице Татев, и это уже в четвертый раз, заново утвердил собственноручно (в качестве) вотчин—деревни Аржис, Бердканеречи и Цурагет и собственной рукой завещал боголюбивому и святому патриарху владыке Григору. 

Ныне и вовеки веков никто не имеет права препятствовать или расторгнуть скрепленную мною грамоту (с целью) захватить эти деревни у святых Апостолов. А если кто и осмелится вздумать об этом, да станет тот соучастником Иуды и Ария, будет проклят Богом и святыми Апостолами, осудится вместе с сатаной и пусть не наслаждается жизнью своею. 

А если тачик станет у власти и вздумает гадость-отобрать (сии деревни), да будет проклят сотворившим небо и землю Богом и всеми избранными им святыми, подвергнется проклятию своего пророка, названного ими пехамбаром и отрешится законодателем их Махмедом, удостоившись проклятию этой нации. 

Скреплено в лето монофизитское 540 (1091). 

Во имя Бога, я, Махеван, и я, Георг, по повелению хранимого Богом нашего мелика Сенекерима, возвратили святым Апостолам Татева (деревни) Аржис, Бердканеречи и Цурагет, отобранные у них в тяжелое время разорения (страны) и находившиеся при нас. Итак, нет ни у кого каких-либо счетов в отношении этих деревень—ни из наших, ни из чужих не имеют власти (над ними). Отныне эти (деревни) не должны платить ни чара, ни налогов тачикам, ни бердачара, ни гундгаха и ни иных. Над ними есть власть только Святого Креста и духовного владыки. 

И если кто осмелится (расторгнуть сию грамоту), тот унаследует вышеупомянутые проклятия. 

Я, Рахиб, свидетель сему правдивому указу, скрепленному моим царем. Пусть никто не осмелится стать причиной нарушения. Достоверно волею Божьей». 

 Бахтияр Тунджай

KarabakhİNFO.com

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma