Монастырский комплекс Ахтала-ванк

1Албанский монастырский комплекс Ахталаванк, куда входят монастырь, церковь и крепость, находится в Лорийском махале, точнее в Аллахвердийском районе Западного Азербайджана, в 3-х км. от поселка и железнодорожной станции Ахтала. В X в. крепость Ахтала стала важнейшим стратегическим пунктом Лорийских меликов из албанского княжеского рода Закаридов, а в XII в. Азербайджанской династии Атабеков. Надпись на одном из хачкаров сообщает о возведении в 1188 году , дочерью мелика Кюрике – Мариам церкви Пресвятой Богородицы. По словам албанского историка XIII в Киракоса Гянджинского, в начале XIII в. Атабек Иване из рода Закаридов, влиятельное лицо при дворе кыпчакской царицы Верхнего Аррана Тамары, перешедший из Монофизитской Апостольской в лоно Православной церкви, передал монастырь халкидонитам и перестроил албанский храм.
Главный храм Ахталы — храм Пресвятой Богородицы,- это крестово-купольная постройка, несохранившийся купол которой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт албанского и грузинского зодчества XIII в., характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично проваславными являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны албанским образцам. С запада к храму приблизительно в середине XIII в. были пристроены усыпальница Атабека Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане.2

Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с грузинской традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лиц
евых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной воспроизводит наиболее строгие византийские образцы. Связь с национальной культурной традицией албан-монофизитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа Св. Григория Просветителя. В нижней части западной стены изображены святые Православной Церкви, среди которых Св. равноапостольные Нина и Иоанн Зедазнели. В южном и северном рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресвятой Богородице и Спасителю,. Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, знакомый с византийской живописью позднекомининовской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам византантийской живописи 1-й половины XIII в.

WE

В 1438 г. впервые в источниках деревня с названием Ахтала упоминается как собственность Урумского (Румийского) Католикосата. В нач. XVIII в. монастырь пришёл в запустение, при Атени Сиони  
существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского императора Александра I Ахтала преобразована в центр Урумской (Греческой) Православной Церкви в Закавказье. В настоящее время остается важнейшим местом паломничества тюрков-урумов, ежегодно 21 сентября отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы.
Надо отметить, что тюрки-мусульмане урумами называли греков (эллинов) и всех народов исповедующих греко-византийское православье, в то время, когда этноним «урум» является самоназванием части тюркоязычного народа, исповедующего греческое православье. Урумы по сей день говорят на кыпчакском наречье тюркского языка, т. е. на том языке, на котором говорили Кавказские албаны, писали свои творения такие великие албанские мыслители, как Григорий Амама, Мхитар Гош, Вардапет Ванакан, Иоханнес Саргаваг, Киракос Гянджинский и т. д.6

Родиной урумов является южные районы Грузии. Однако, часть этого народа в XIII-XIV вв. Совместно с частью своих сородичей – албан и хазаров-гюрджи, от имени которых происходит название Грузия (Гюрджистан), и язык которых в грузинских (картвельских) источниках именуется «хазарули», т. е. «хазарский», переселились в Крым, где и поныне продолжают жить. В отличии от албан, которые полностью слились с армянами, хотя и помнят свой родной язык и гюрджи, от которых осталось всего одно село (Село Гюрджи), урумы образуют сплоченную колонию и поддерживают тесные связи с урумами Грузии.

Бахтияр Тунджай

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma