Монастырь Ахпат

Image

Албанский монастырь Ахпат, находяшийся в одноименном селе,  в 10-ти км от города Аллахверди в Западном Азербайджане является одним из  значительных памятников архитектуры средневековой Кавказской Албании и отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. В комплекс монастыря, который из-за попустительства Азербайджанской общественности в 1966 г.  включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как армянский памятник, входят церкви Св. Нишана, Св. Григория (1005 г.), и Св. Богородицы (1025 г.) с притворами и книгохранилище середины XI века.

Image

Церковь Св. Нишана – древнейшая сохранившаяся постройка монастыря основана княгиной Хосровануш. Сохранились фрагменты росписи начала XIII в, в алтаре, а на восточном фасаде помещены скульптурные изображения албанских князей. На южной стене исполнен портрет сына албанского князя Садуна Кутлубуги.

В XI—XV вв. широкую известность в Армении приобрела  школа, основанная в Ахпате в X в. первым настоятелем монастыря — известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающийся деятель албанской науки и культуры Йовханнес Саргавак преподавал здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и т. д.

Image

Йовханнес Саргавак является одним из величайших албанских богословов Xlll в., чьи произведение дошли до наших дней на родном албанском (тюркском) языке. Он автор 500 летного календаря и многочисленных церковных песен, ученик великого Мхитара Гоша. Киракос Гянджинский упоминает его в Xll главе «Краткой истории страны Албан»:

 «А вардапет Мхитар, как только услыхал, что князь вернулся в свою вотчину, [помня] прежнюю любовь и согласие между ними, приехал к нему. И поселился в монастыре, называемом Гетик, в Кайенском гаваре, на большой реке, называемой Ахстев, на правом ее берегу.

Настоятелем монастыря был его ученик — вардапет, которого именовали Саркавагом; он с большой радостью принял [Мхитара] и сам прислуживал ему. [Мхитар] надолго обосновался там».

Обширная информация, о его календаре и церковных песнях содержался в рукописи Румын. Мs 6 (23), однако эта рукопись, как пишет А. Гаркавец, утеряна во время передачи архивных материалов из города Герлы в город Клуж.

Йовханнес Саргавак, так же как его учитль Мхитар Гош был уроженцем г. Гянджа Азербайджана. Гянджа,—пишет Тер-Григорян по этому поводу,—родина «историков и мыслителей того же периода (XII—XIII вв.- Б.Т.)—Мхитара Гоша, автора знаменитого… Судебника, историков Киракоса и Вардана (вардапет Вардан-Б.Т.) и ученого той же эпохи Йовханнеса Саркавага».

Одним из знаменитых произведений великого мыслителя, дошедших до наших дней является его проповедь:

Xoltxası Jovhannes Sarğavaq vartabedninq aytkanı

Проповедь вардапета Йовханнеса Саргавака – Крак. 2412

(Отредактированные и измененные писцом XVl в. места выделены)

Canım menim, zabun bolğan da yəsir etilgən şaytandan, nek yxlamassen tas bolganınqnı seninq? Xaysı umsa bilə tirəklənip bolupsen boş yaxşı əməldən? Ne etsərsen kləgəndə borclarınqnınq hesepin?

Oşta alnınqa turuptur tas bolmaxınq, xaysı ki, artпx xutulmassen anınq üçün ki, öcəştirdinq yaratucınqnı çax sonquğadeg da kləmədinq tanma yaxşı etücinqni seninq, yoxsa xarşı turdunq da arxa döndürdünq anqar xarşı, xaysı ki, sövür edi seni da klər edi seninq xutxarılmaxınqnı. Na hali kim sazgərlətkəy üçışməxin anınq

ya kim yalbarğay anınq haybatlı sürətin ki, barışkay birgənqə, zavallı da çarəsiz, necik keltirmədinq fikirinqə ululuxun haybatınınq anınq.

Ne üçün hörmətləmədinq xutxarılmaxnı berüci buyruxun anınq?

Ne səbəptən bulay klədinq tas bolmaxınqn seninq? Kim biy anqdırdı seni ki, baş tartkaysen Biyinqdən seninq?

Kim soymacladı haybatınqnı seninq yaxot kim miskinlətti seni ulu xocalıxlarınqdan? Kimgə biyənip çıxtınq atalıx xuçaxından da müşxülləttinq şahavatın anınq, xaysı ki sövər edi seni da klər edi ki, hər vaxt xatına bolgıy edinq anınq! Da sen heçkə berip anı, bardınq duşmanlarınqnınq artından. Oğul hörmətin tas ettinq da barabar boldunq duşmanlarına anпnq.Ol yaxşılıxlarnı, xaysıların ki aldınq andan, anınq ornuna yamanlıx bilə anı tölədinq. Na oşta bununq üçün teprəndi yarlıxamaxı anınq xışımğa da teşkirildi isi sövükü anınqkörəlməxsizlixkə, kötürülüptür xolu anınq urmaxka seni da xılıcı anınq itiləniptir, yaşnamax kibik, alma öçün duşmanlıxınqnпnq seninq. Da san edi ki, tek bu dünysda ögütləgiy edi, zera bilirmen ki, bunda zaman bilədir ögütü anınq, evet yetkincə almas anınq üsnə, zera anınq bilə tölənməs köplüxü aytovsuz yazıxlarınqnınq seninq. Oy-vay ulu acəmilikimə! Adam tarbiyatınınq yaşları dügüldürlər yetkincə yıxlama tas bolğanımnı menim! Zrgel boldum toy fərahliklərindən, keri tüştüm sanlı sövünclüklərdən da ari özdən saraydan, eksikliki artından cetninq eşiklər yapuldular. Da necik smit etkəymen zazmağa? Bolmağay ki işitilgəy manqa avaz, xulaxıma övrəncix bolğan, içkərtinki övdən, kləsə ki yarlıxovuçıdır. Bolmağay keri sürgəy meni kensindın necik törəsizlikni etücini yaxot buyrux etkəy baylap çıxarma da salma xalın xaranğuluxka. Oy-vay çarəsizliximə bununki acıxlı badmutiunnu işitməxkə, xaysı ki aytsar belindən kesip salma menqilik tirliktən da menqərmə ucsuz xıyınlarnı!… 

Ахпат славился своей школой миниатюристов, здесь был создан знаменитый памятник миниатюры «Ахпатское евангелие» (1211 г.).

Image

В XI в. при монастыре возле ц. Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием албанских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие. Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.

На протяжении XVII—XVIII вв. по причине частых нападений предстоятели Ахпата вынуженно находились в Тифлисе. Во второй половине XVIII в. несколько лет в монастыре жил знаменитый албанский ашуг (поэт и певец) Саят-Нова, которого армяне так же, как и Йовханнеса Саркавага переписывают себе, хотя тот в одном своем стихотворении, написанном на азербайджанском языке открыто и громкогласно называет себя тюрком, т. е. албаном:

“Vəslinə eyledi ərk Sayat Nova,

Məcnuna, Fərhada görk Sayat Nova.

Aşıq Sayat Nova, Türk  Sayat Nova…”

В позднее средневековье уделы Албанской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Казаха, кроме Санаинского подчинялись архиепископу Ахпата.

 

Бахтияр Тунджай

KarabakhİNFO.com

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma