Большая часть памятников Последнего Бронзового века и Раннего Железного века относятся к культуре Ходжалы-Кедабека.

Ходжалинские  курганы

 

Климат Ходжалинского района, расположенного вблизи рек Бадара и Гаргар, территория которого большой частью горная, умеренно-теплый, на  горных местностях субальпийские и альпийские луга. Самые высокие вершины Гызгала (2843 м) и Гырхгыз  (Сорок дев, 2827 м).  Имеются также горно-лесные и горно-луговые земли.  Около 40% территории богаты фисташками, липой, берёзами и др. деревьями. Именно по этой  причине тюркские скотоводческие племена, которые с древних времен вели кочевой  образ жизни, выбрали для себя  это место эйлагом, а переселившиеся сюда они создали   здесь богатую культуру.

Из исторических памятников можно назвать, в первую очередь, круговая (1356 -1357-е гг.)  некрополь, относящийся  к последнему Бронзовому и раннему Железному  веку.  В то же  время здесь, до оккупации, были многочисленные могильные камни, на которых были  изображены рисунки «овен и седло», святые  места (очаг Сеида Джалала, очаг бабушки  Джахан и др.). К сказанным также можно добавить «Крепость Аскеран», которая  относится к XVIII веку и  располагается  между городом Ходжалы  и поселком Аскеран, на правом и левом берегах реки Гаргар, Албанскую церковь в местечке под названием  «Церковное» и древние могилы албан-гыпчагов (гаргаров).  Раньше  в поселке Каркисан было три кладбища. Здесь можно было встретить могилы с надписями, датируемые XVI веком и останки мусульманских кладбищ, заложенные 800 лет назад. На данный момент, после их основательного разрушения армянскими вандалами, и следа от них не осталось.

Ходжалинское кладбище, обнаруженное в  XIX веке и состоящее из каменных коробок и курганов, является археологическим памятником последнего бронзового и раннего железного века (VIII-VII вв. до  н.э.) Здесь были найдены различная керамическая  посуда, оружия (меч, кинжал, лук и стрелы, топор-габарзин), золото, бронза, украшения  из ракушек, агата, стекла, бронзовые орудия труда и конные оружия.

Сообщим для информации, что в археологической литературе памятники Азербайджана Последнего Бронзового периода характеризуются как памятники Последнего Бронзового и Раннего Железного века. Этот переходный  –  с Бронзового до Железного века – этап  охватывает вторую половину II – го тысячелетия до н.э. Изучение памятников показывает,  что начиная со второй половины II – го тысячелетия, произошли  значительные  перемены  в социально-экономической и культурной жизни племен, обитающих на территории  Азербайджана, в том числе и Карабаха. Продолжался процесс этнического и культурного объединения племен. Для еще более глубокого, четкого осознания этих процессов  важно  осмотреть  археологические  памятники.

Большая часть памятников Последнего Бронзового века и Раннего Железного века    относятся к культуре Ходжалы-Кедабека. Поселений,относящихся к этой культуре,  очень мало и среди них широко исследованным является место №1 на долине Гянджачая.  Это поселение располагается к югу города Ханлар, на левом берегу Гянджачая.  Площадь  этого поселения  около 3 гектаров.  Обнаруженные здесь дома подразделяются на две  группы. К первой группе относятся кочевые дома продолговатой формы.

По данным  археологических раскопок, такие дома использовались на разных этапах бронзового периода. Дом под номером №58, использовавшийся  в Бронзовый период, был разделен     промежуточной стеной на четыре части. В восточной стене был обнаружен дверной  проем в 1-ю и 4-ю комнаты.

В других комнатах таких проемов обнаружено не было.  Предполагается, что они располагались чуть выше пола. В этом месте обитания большую часть зданий Бронзового периода составляют дома маленьких размеров полувскопанного типа. Останки этих домов изучены Й.Хюммелем. Также было выявлено, что перед домом №54 когда-то располагался большой двор, огражденный стеной из речных камней. В  строительстве дома также были использованы речные камни. Во время строительства была применена хребтообразная техника.Эта техника нашла широкое применение в Азербайджане,  в том числе Гяндже и Нахичевани.

Часть археологических памятников, относящихся к культуре Ходжалы-Кедабека,  располагаются в Карабахе.  Поселения Последнего Бронзового периода, расположенные  в   Карабахе, были изучены в ходе исследований разведывательного характера. В этом ряду  стоят также поселения Уч-тепе (Три холма),  Расул-тепе,  Беюк-тепе (Большой  холм),  Гей-тепе (Синий холм), Гара-тепе (Черный холм) и другие. В результате  исследований  А.А. Есенина в Уч-тепе, были найдены останки жилых домов прямоугольной и  овальной формы.

Обнаруженные в поселении Гаратепе два строительных слоя, относящихся к  концу 2-го тысячелетия до н. э., были зафиксированы Х.Ф. Джафаровым. Во время исследований были обнаружены останки оборонительной стены, закрепленной четырехугольными созвездиями. Эта защитная стена была возведена из  сырого кирпича на каменном фундаменте. Керамические изделия, найденные в  Карабахских поселениях, имели серый оттенок и были украшены орнаментами различных мотивов, в том числе и грибоподобными  выступами.

Один из курганов, исследованный в Борсунлу, принадлежал вождю племени. Под этим  курганом была найдена большая могильная камера (32 x 8 x 4) площадью 256 кв.м.  Поверхность могил была покрыта двумя, тремя, а в некоторых местах четырьмя слоями  деревянных опор.  Между  ними  располагался  плотный  пол  из камышей.

 

По словам археолога Вели Бахшалиева, по раскопкам можно предположить об ограблении  кургана  в  предыдущих  периодах:

            «В могиле был погребен глава племени, обладающий мировой и религиозной властью. Вождь племени был погребен на деревянном полу, на котором были закреплены  бронзовые и золотые гвозди,  бронзовые доски. У него было девять слуг  и защитников (охранников). В могиле были также найдены восемь богато  разукрашенных лошадиных скелетов, а также останки костей крупнорогатых и мелкорогатых животных. Ритуал погребения привлекает внимание чрезмерной торжественностью  и  величием».

 

Ученый пишет о богатстве могильной утвари. Они представлены узорчатой глиняной посудой оригинальной формы, бронзовыми топорами, различными лошадиными седлами, стамесками, бронированными досками, наконечниками стрел и копья, лошадиные украшения и другими предметами. Изготовленные из кости уздечки с изображениями человека, украшения из слоновых зубов, золотые пуговицы, золотой ремень, эмалированная глиняная посуда отличаются высоким художественным вкусом изготовления. Среди находок имеются стеклянные пуговицы, бусы, украшения из бронзы, пасты и сердолика, мраморная булава оригинальной формы:

            «На  основе  анализа  археологических  материалов,  курган,  обнаруженный  в  Борсунлу,  относится  к  XII – XI  веку  до  н.э.  В этом районе  наиболее  изученным  памятником Ходжалы- Кедабекской культуры является кладбище Бронзового  периода, расположенное  вблизи селения Ходжалы. Здесь были найдены эти небольшие курганы и комплексы. В этих курганах обнаружены частные и  коллективные захоронения. В некоторых курганах были отмечены обычаи кремации. Были найдены керамика, оружие и украшения, характерные для   Ходжалы – Кедабекской  культуры».

Курган под номером № 11, исследованный в Ходжалы, дал особо важные  сведения. В этом кургане была найдена жемчужина, на которой было написано имя  Ассурийского  падишаха  Ададнирари.  И.И.Мещанинов  относит  эту  жемчужину  к  VIII  веку до н.э.  Однако,  в  последнее  время,  исследователи  склоняются  к  мнению,  что  эта  жемчужина относится к периоду  жизни Ададнирари  I,  т. е.  приблизительно  к  концу IX – го  и  началу  VIII – го  века.

Эта находка имеет большое значение  для  выявления  этнической  принадлежности  населения Карабаха последнего Бронзового – Раннего Железного периода и проливает  свет в темные страницы нашей истории. Дело в том, что место, где  была  найдена  данная  вещь, находится вблизи Гаргарчая, названный  так  в  честь  древнекыпчагских племен  гаргаров. В древних источниках кыпчагов называют куманами. Интересно, что в древних  письменных источниках однозначно подтверждается, что они несколько тысячелетий назад проживали  в Азербайджане,  и являются  автохтонным населением  нашей  страны.

В древних манускриптах (XIII –XII век до н. э.)  упоминаются  названия  этнонимов   «ку» и «кумен» (куман). Считается, что этноним «ку» был названием одного  из  тюркских (прототюркских) племен и его происхождение связано с широко распространенным  среди  древних тюрков тотемом лебедя (гуся). Название куманов впервые упоминается в древних  источниках (манускриптах)  в XIII – XII вв. до н.э. как  «кумены».  Ю.Юсифов, выступая с  позиций  вышеупомянутых  авторов,  пишет:

 

Этот этноним произошел от окончаний “-man(-men), образующих в тюркских языках этнические названия. Слово куман, будучи впоследствии тюркским названием, означало  «желтоватый,  беловатый».

 

С упомянутым этнонимом мы встречаемся  и  в  книге Тиглапарсара I ( 1115 – 1077   до  н.э.):

            «(V,73) Армия  куманов  подоспела  на помощь  государства Мусру… (v.82) В  это время куманы, принявшие решение оказать помощь государству Мусру,  мобилизовала  все  области,  чтобы противостоять мне и начать  сражение…(VI.22)… Шахи куманов, испугавшиеся моего сильного давления  в бою, упали к моим ногам… »

 

Ассурийский  шах  Ададнерари II ( 911 – 890  до н.э.) также  упоминает  куманов  в  своей книге. Следовательнозолотая  жемчужина,  найденная  в  Ходжалы,  и  на которой  написано имя этого правителя подтверждаетчто территория, где он встретился с кыпчаками-куманами  является  исконной землей Азербайджана.  

На территории Карабаха, помимо кладбища в Ходжалы, археологические раскопки велись Эмилем Реслером поблизости селений Арчадзор-Довшанлы, Баллыджа, Сырхавенд, Ахмахи. Э.Реслер, раскопавший около 20-ти курганов в Ходжалы, пришел к выводу, что древнее кладбище Ходжалы использовалось около 600 лет (XIV-VIII века до нашей эры). Он разделил курганы в Ходжалы на 5 групп. В курганах под номером №1 и №2 в Довшанлы обнаружены коллективные захоронения. Возле скелетов были найдены бронзовые мечи, наконечники стрел, топор, военные вилы, нож, золотые жемчужины и значительное количество глиняной посуды серого цвета.

Часть памятников в Нагорном Карабахе исследована Ю.И.Хюммелем, А.А. Ивановским, И.М Джафарзаде, Т.Пассеком  и  Б.Латынином. В исследовании  курганов  Беимсаров, Борсунлу, Сарычобан приняли участие Х.Ф. Джафаров, Ф.Р. Махмудов, Т.И. Ахундов. Большие курганы  ходжалинского  некрополя  (№7, 11,  14,  19 – 21), №1  и 2 в  Арчадзоре-Довшанлы, № 1 – 5 в Ахманиде,  №1 в Баллыгая, № 91 в Гарабулаге  отличаются богатыми похоронными обычаями. Для них характерен  огромный  курганный  холм, сложное строение могильной камеры, применение деревянных конструкций,  окрашивание  могильной  камеры  и  скелетов  красной  охрой,  наличие  в  них  скелетов  лошадей,  коллективные  погребения,  оружия  и  конные оружия. В  некоторых  курганах,  возле лежачих скелетов, встречались сидящие скелеты  человека. Эти признаки  сближают  памятники  Карабахской  группы  и  памятники  Гянджачая.

Объяснение погребального обычая требует более подробной информации о некоторых из них. В VI – томной книге «Археология  Азербайджана» из написанного  следует, что под курганом №1 в Арчадзоре-Довшанлы в могиле типа каменного ящика  было  обнаружено  четыре  человеческих  скелета:

«Поверхность могилы покрыта пятью каменными плитами. Один из скелетов,  уложенный  с расставленными  по  бокам  руками, похоронен в  юго-восточной  части  могилы. Возле его ног найден кувшин, наполненный каури. На голове скелета был бронзовый венок. Оба скелета были обнаружены в углах западной стены.  Предполагается, что один из скелетов принадлежал женщине. На ее голове было головное украшение из бронзы. По предположениям, на головах двух других скелетов  был шлем».

Под  исследованным  здесь  курганом № 2 было найдено три могилы.  Одна  из  них  не была  исследована, так как находилась вне зоны раскопок. В могиле «а» № I были  найдены  человеческий  скелет,  диадема  на  его  голове,  лошадиный  череп  возле  него,  кабаньи зубы,  бронзовый  круг и бусы  из   сердолика.  Возле правой  спины  был  найден гофрированный маленький  кувшин. Интересно, что рот скелета, находящегося  в  могиле, был  забит  золотой  пылью.  В  могиле  «V»  кургана №2  были  найдены  скелет  человека  без  головы, бронзовые и каменные предметы, кусочки глиняной посуды, конские оружия. Также  в могиле  были  обнаружены  кости  лошади,  собаки  и  птиц.

Ахмахинские курганы,расположенные между Арачадзором и Баллыгая, отличаются меньшим объемом.Могилы, находящиеся под курганом представлены каменными коробками. В кургане №1 в Ахмахи обнаружено четыре скелета. Один из них в лежачем, а остальные трое в сидячем положении. В могильной камере №3 в Ахмахи было найдено девять скелетов человека. Один из них был в лежачем, остальные восемь в сидячем положении. У сидячих скелетов были выявлены признаки насильственной смерти, что может быть следствием убийства.

Курган №5 расположен на курганном поле, у подножья земляного кургана. Под насыпью грунтовая могила. В кургане №5, находящемся на правом берегу реки Кенделенчая, исследованном А.А.Ивановским, были найдены три человеческих и два верблюжьих скелета. Возле них были найдены бронзовое оружие, золотые предметы, глиняная посуда. Курганы являются уникальным памятником. Археологические материалы указывают на то, что могильники создавались постепенно, на протяжении веков. Курганы дают картину неравенства и отражают признаки социального расслоения, о котором можно судить по богатству захоронений.

 

 

 

 

 

Бахтияр  Тунджай 

 

KarabakhİNFO.com

Advertisements
Bu yazı Siyasət, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma