Монастырь Енгиванк в ущелье реки Арпачай

Image

Албанский монастырский комплекс Енгиванк (Yengi Vəng), построенный в XIII в. в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпачай близ уничтоженного армянскими варварами азербайджанского села Амагу в Западном Азербайджане, является одним из  значительных памятников архитектуры средневековой Кавказской Албании и отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на предгорном рельефе местности. В комплекс входят двухэтажная церковь Св. Богородицы (Müqəddəs Məryəm kilsəsi) с узкими консольными лестницами, церковь Св. Ивана Крестителя (Müqəddəs Yəhya kilsəsi), часовня Св. Григория и здание монастыря. Монастрь Енгиванк, которого армяне переименовали на «Нораванк», также называют «Амагу Нораванк», чтобы отличить его от одноименного монастыря (Бхено Нораванк) близ города Герус. Амагу – это название небольшого азербайджанского селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII–XIV вв. монастырь стал резиденцией епископов Меликства Кафан и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Кавказской Албании, тесно связанным со многими местными учебными заведениями – прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Ахпатского монастыря.Енгиванк был основан в 1205 году епископом Йовханнесом, бывшим настоятелем монастыря в Кафанванке. В конце XIII – начале XIV веков здесь трудились великий албанский архитектор Сиранес и выдающийся албанский скульптор и миниатюрист Мамук. Крепостные монастырские стены были построены в XVII–XVIII веках.  Наиболее величественная церковь комплек – церковь Святой Богородицы построенная албанским князем Буртелом Орбели, расположена под углом к церкви Ивана Крестителя и ее притвору, на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого албанского скульптора и миниатюриста Мамука. Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. В новейшее время, а точнее в 1997 году армянскими фальсификаторами истории были изменены до неузнаваемости барабан купола и конусообразная кровля «в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты. На первом этаже были устроены усыпальницы Буртела и его семьи».

 Узкие ступени церкви с профилированными стыками, выступающие на западном фасаде, ведут на второй ярус – к входу в молельню. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами, а над верхним входом – изображения Христа и фигур Апостолов Петра и Павла.

Церковь Святой Богородицы – это высокохудожественный памятник погребальных сооружений башенного типа, которые строились в первые годы после принятия христианства в Кавказской Албании. Это церковь поминовения усопших. Прямоугольный первый этаж служил семейной усыпальницей, а крестообразный второй – поминальным храмом, который был увенчан ротондой из нескольких колонн.Церковь Святой Богородицы – архитектурная доминанта Енгиванка. Оригинальная трехъярусная композиция здания выстроена по принципу увеличивающейся высоты ярусов и сочетает утяжеленное основание с разделенной серединой и полуоткрытым верхним ярусом. Соответственно, декоративное убранство церкви выполнено сдержаннее в нижней части здания и наряднее наверху. В качестве внутреннего убранства здесь использованы колонны, небольшие арки, карнизные перевязи в форме крестов различных очертаний, медальоны, наличники окон и дверей. Западный вход украшен с особым великолепием. Важную роль здесь играют консольные лестницы с профилированными стыками, ведущие на второй этаж. Двери обрамлены широкими прямоугольными наличниками с уступами в верхней части, колоннами, перевязями и самым изысканным, геометрически правильным и разнообразным орнаментом. Между внешним наличником и арочным обрамлением отверстий можно увидеть изображения голубей и сирен с женскими венценосными головами. Подобные геральдические барельефы широко использовались в албанской живописи XIV века, а еще раньше – в архитектуре, миниатюрах и прикладном искусстве для декорирования различных сосудов и чаш. Дверные тимпаны украшены горельефами: на нижнем этаже на них изображена Пресвятая Дева с Младенцем Христом и Архангелами Гавриилом и Михаилом, а на верхнем этаже – фигуры Апостолов Петра и Павла. В отличие от барельефов в молельне Енгиванка, эти горельефы выгравированы на гладкой поверхности, что делает их еще более независимыми. Фигуры отличаются пластичностью форм, мягкой лепкой и акцентированием некоторых деталей одежды. На трех колоннах в западной части ротонды изображены основатели Енгиванка. На барельефе видны фигуры Пресвятой Девы с Младенцем, а также силуэты двух стоящих людей в богатой одежде, один из которых держит в руках макет храма.Вторая церковь монастырского комплекса – Св. Ивана Крестителя – крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырех углах. Церковь была построена в 1216–1227 годах по указу князя Липарита Орбели севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением.

Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден еще одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были «отремонтированы», а в 1998 году были полностью отреставрированы и естественно, искажены армянскими фальсификаторами истории. К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен эффектный притвор, украшенный великолепными хачкарами и несколькими исписанными надгробными плитами в полу. Стоит обратить внимание на знаменитый резной орнамент над внешней перемычкой входной двери. В церкви размещается усыпальница князя Сумбата Орбели. По всей вероятности, первоначально перекрытие зала опиралось на четыре колонны, которые затем были разрушены землетрясением 1321 года. После землетрясения была сооружена новая крыша – в форме огромного каменного шатра с горизонтальными перегородками наподобие деревянных кровель сельского типа, что отличает эту постройку от других памятников албанской архитектуры этого периода. Четыре ряда консолей на потолке образуют сталактитовые своды с квадратным световым отверстием в центре перекрытия. Широкие перекрытия, выступающие над полуколоннами, глубокие ниши с хачкарами и низкий потолок в форме шатра, почти лишенный убранства, делают слабо освещенный интерьер довольно мрачным.  Внешнее убранство сосредоточено в основном на западном фасаде, где расположен вход в здание. Обрамленный двумя рядами орнамента в виде трилистника и надписями, полукруглый тимпан двери украшен орнаментом и изображением Пресвятой Девы, сидящей на простом ковре с Младенцем в окружении двух Святых. В орнаменте также просматриваются крупные буквы, увитые побегами с листьями и цветами. Богородица сидит с Младенцем на восточный манер. Заметен и рисунок азербайджанского ковра со свисающими кисточками. Нужно отметить, что в Кафанских храмах XVII–XVIII веков был широко распространен культ Богородицы. Она изображалась на барельефах, и ей были посвящены многие церкви.Стрельчатый тимпан однотипного окна над дверью украшен уникальным барельефом с изображением Бога Отца с большими миндалевидными глазами. Правой рукой Он благословляет Распятие, а левой держит голову Адама с парящим над ней голубем, символизирующим Святого Духа. В правом углу тимпана – голубь-серафим, а пространство между ним и фигурой Отца заполнено албанскими письменами.Боковая часовня Святого Григория была пристроена к северной стене церкви Святого Ивана Крестителя в 1275 году. В ней также установлены гробницы семьи Орбелянов, в том числе великолепная надгробная плита с резным изображением человека-льва, датированная 1300 годом. Ею накрыта усыпальница Эликума, сына князя Тарсаича Орбеляна. Это скромное прямоугольное сооружение с полукруглым алтарем и сводчатым потолком, который подпирается арочными стенами. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а апсида алтаря окружена хачкарами и изображениями голубей на барельефах. В комплексе сохранилось несколько хачкаров. Самый замысловатый из всех выполнен Момиком в 1308 году. Большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара – изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы.

    И так, албанский монастырский комплекс Енгиванк плностью свазан с именем албанского княжеского рода Орбели,  представители которого в 1211—1435 гг. правили средневековым албанским княжеством (меликством) Кафан, включавшем территории современных Зангезура в Западном Азербайдане, западную часть Нагорно-Карабаха и северную часть Нахчывана.В роду Орбели наследственно передавались титулы мелика (князя), бейлербека, амирспасалара (главнокомандущего войсками), атабека (регента). Резиденция (княжеский престол) Орбели в разное время находился в Кафане, а затем в Енгиванке, где ныне и  находится их родовая усыпальница. На родовом гербе Орбели, высеченном на некоторых могильных плитах Енгиванка, изображен лев. Согласно свидетельству Степаноса Орбели, автора родовой истории Орбели, законченный в 1297—1300 гг[в Енгиванке), род этот произошел от придворных князей Восточного Туркестана, которые были вынуждены переселиться в Албанию. Историк указывает на то, что предки Орбелянов пришли в этот край, пройдя через  Хазарию.

Бахтияр Тунджай

KarabakhİNFO.com

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma