Oчередная армянская фальсификация (I часть)

ХЕТУМИДЫ

 Как верно отметил Камран Иманов в своей книге «Армянские инородные сказки», трудно отыскать официальный источник советского и постсоветского времени, где бы не указывалось, что Киликийское царство есть армянское государство. Начиная с “Энциклопедического словаря” от 1985 года и кончая изданиями для детей, уверяется, что это армянское, феодальное государство в Киликии в 1080-1375 гг., основано [которое] бежавшими от нашествий сельджуков армянами: «Напоминаем читателям, что Киликия с древности есть “область в Малой Азии”, располагающаяся на юге современной центральной Турции. А теперь, уважаемые читатели, вкратце изложим, как складывалась Киликийская ситуация в I-XIV вв. Мы повествуем об этом периоде, поскольку он синхронно близок ко времени переселения в Крым армян-кыпчаков или тюрков-григорианцев. Дело в том, что в Малую Азию, в Киликию, на Балканы, начиная с VIII-X вв. переселились албаны, поскольку они бежали от репрессий, связанных с движением секты павликиан, созданных здесь и которая преследовалась в эти годы в Албании. Эти же беглецы способствовали развитию богомильства в Болгарии. Однако появление албан в Киликии этим не ограничилось. В связи с сельджукскими завоеваниями появилась и новая волна переселенцев–албан в Малую Азию. И об этом сообщают средневековые историки албанского происхождения, такие как Смбат Спарапет, Хетум, Григор Патмич, Киракос Гянджинский, Степанос Сюникский. Нерсес Ламбронский и др. Об этом писал и армянский хроник С. Анийский». Вреж Атабекян в примечаниях своей книги «История князя Асана – джалала Дола, правителя, воина, святого» искажая исторические факты отмечает: «Королевский   дом  Киликийской   Армении   вел   свое происхождение  от армянской аристократии Утика  и  Гардмана,  то есть  корнями  уходил  в  тот же армянский  великокняжеский  род Арраншахиков,  от  которых  вели свое происхождение  Вахтангяны, князья  Арцаха-Хачена.  Возможно, это  дальнее  кровное  родство сыграло ключевую роль в установлении особых тесных связей  между князем Асаном-Джалалом и королем Хетумом». То, что «Утик» (Ути) и «Гардман» были историческими областями Кавказской Албании, а не мифической Армении, к сомнению не подлежит. Что касается «Араншахиков» (Арранюахов), т. е. албанской царской династии, а так же и албанского княжеского рода Вахтангов, те и другие к армянам (хаям) не имели и не имеют малейшего отношения. Хачен (Хачын) так же был одним из албанских княжеств. И так, покинувшие пределы Албании и поселившиеся в Киликии под давлением сельджукидов князя и их поданные были албанскими беженцами, а не армянами, как утверждают армянские фальсификаторы истории. По словам К. Имранова, во главе переселенцев стоял гянджинский владетель Авшин-Ошин, имевший в округе Гянджи родовое имение и оставивший его: «С ним вместе ушла его дружина, группа хаченских феодалов и сюникский(Кафанский – Б. Т.) феодал Гох Васил и др. Так сообщал Самуэл Анийский. Здесь(в Киликии – Б. Т) Ошин (Авшин – Б. Т.) завладел крепостью Ламброна. В этой горной области, будучи правителем, он поддерживался Византией. Ламбронские князья были независимы от киликийских князей. Оставшиеся же на исторической родине албанские правители Хачена искали пути выживания». И так, переселившись в Киликию Авшин – Ошин укрепил Ламброн, а его сын – мелик Хетум в начале XII века завоевав еще несколько соседних областей, создал самостоятельное Меликсиво Хетумидов, которое номинально подчинялось Византии. В албанские Хетумиды овладели равнинной Киликией. И более века Хетумиды, опираясь на союз с Византией, боролись против соседних феодалов. Эта борьба продолжалась весь XII век. И только в XIII веке благодаря посредничеству будущего католикоса Нерсеса Благодатного был установлен мир. Хетумиды или Авшиниды — албанская княжеская, а с 1226 года царская династия в «Киликийской Албании» также известны как княжеский дом Ламброна. Основателем династии принято считать мелика Киликийской албании Хетума I (1213 — 28 октября 1270), который правил страной в течение 45 лет. Время его царствования считается периодом расцвета культуры Киликии. В 1270 г. он отрёкся от престола в пользу своего сына Левона и остаток жизни провёл в монастыре, где умер 28 октября 1270 года.

 Киликийская монета, где изображен мелик Хетум I

Как пишет великий албанский историк XIII в. Киракос Гяннджинский, когда татары вторглись в Малую Азию, сопровождавший их  со  своим  войском князь Хаченской Албании Асан-Джалал помог Хетуму  добиться мира с татарами, и те даже не вошли в Киликию. Меликом Киликии после Хетума I стал его сын Левон I .  Он родился в 1236 году, являлся старшим из шестерых детей Хетума I и Изабеллы. В 1256 году, когда ему исполнилось 20 лет, Хетум посвятил его, в рыцари и сделал своим соправителем. В 1262 году Левон женился на Керан (Кир Анна — «Леди Анна») дочери Хетумбека Ламбронского.

Левон I. Киликийская – албанская миниатюра. 1250 г.

24 августа 1266 года киликийские-албанские войска были разбиты мамлюками в битве при Мари, принц Торос погиб, а Левон попал в плен. Мамлюки разорили страну до Аданы, предали огню столицу Сис, увели в плен множество народа. Хетум I пойдя на некоторые уступки и заплатив большой выкуп сумел добиться освобождения сына.

Oчередная армянская фальсификация (I часть)Победа мамлюков над киликийцами. Киликийская – албанская миниатюра. XIII в.

В 1269 году Хетум отрекся от престола в пользу сына, в городе Тарс состоялась коронация Левона I, а его отец удалился в монашество и скончался через год в 1270 году. Новый melik, Левон был известен как благочестивый князь, посвященный христианству. Он способствовал активным торговым отношениям с Западом за счет обновления торговых соглашений с итальянцами и создания новых с каталонцами. Он также стремился укрепить альянс с татарами. В 1271 году, Марко Поло побывал в Киликийском портовом городе Айас и положительно отозвался о владычестве Левона и изобилии страны, хотя он и упоминает что его вооруженные силы были деморализованы. В первые годы правления Левона I Киликия находилась в политически неблагоприятном состоянии. С юго-востока стране грозили давние враги киликийцев — мамлюки, с севера Конийский султанат,  а союз с Азербайджанскими Хулагуидами фактически представлял собой лишь формальность, так как те были заняты защитой своих северных и восточных границ и не могли оказать должную помощь албанам. В 1275 году войска египетских мамлюков снова вторглись в Киликию, однако в битве при Сисе войска Левона I под руководством Смбата Спарапета разгромили мамлюков. В войнах с ними Левон одержал победу и в 1276-ом. После успехов в войнах с Конийским султанатом Левон присоединился к татарам в их вторжении в Сирию. Война с переменными успехами продолжалась до 1285 года, когда между Египетским Султанатом и Киликийской Албанией был подписан 10-летний мирный договор.

 Герб Киликийского-Албанского Меликства.

 

Внутренняя политика Левона способствовала экономическому и культурному подъему страны. В 1271-ом были обновлены торговые соглашения с венецианскими а в 1288 годугенуезскими торговцами. При Левоне I чеканились золотые, серебряные и медные монеты которые находились в обращении и за пределами Киликии. Под покровительством Левона находились выдающиеся деятели искусства. Левон I умер в 1289 году, его преемником стал сын, Хетум II, о правлении которого известно только то, что он с небольшими отрезками времени трижды  восседал на Киликийском троне. В первый раз в 1289-1293 гг., во второй в 1294-1297 гг., а в третий раз в 1299-1307 гг. С 1293 г. по 1299 г. кроме него меликами Киликийской Албании были Торос (1293-1294), Сумбат (1297-1299) и Константин (1299). После Киликией поочередно правили Левон II (соправитель, 1301-1307), Авшин II (1307-1320) и Левон II (1320-1341). Как верно отметил господин Иманов, ссылаясь на Киракоса Гянджинского, впоследствии албанские Хетумиды выступали против раскола христианской церкви, ратовали за сближение монофизитства с православием и католицизмом. Именно албанское правление Киликией и принесло ей расцвет. Так, к примеру, албанцы очищали и укрепили госаппарат, усилили обороноспособность, наладили международные связи. Именно они заключили мир с сельджуками – способствовали спокойному развитию страны. Интересно и то, что албанский род в Киликии был поддержан и аналогичным расцветом на исторической родине албан – в Хаченском Албанском царстве:    «…Албанский “Судебник” М.Гоша, ныне присвоенный армянами в виде “Армянского судебника” и был взят на правовое вооружение в Киликии. И он принимался вплоть до составления более полного судебника Смбата Спарапета. А Смбат Спарапет был также родом из гянджинских албан.… Сказанное выше не только свидетельство значительной массы проживавших в Киликии албан, но и очевидный символ их политического преимущества. Поскольку в Киликии говорили… на албанском.., если следовать труду историка Хетума Патрича, племянника Смбата Спарапета “Ветроград и история стран Востока”, написанному на старофранцузском и переведенный на латынь в 1307 г. и др. европейские языки (XV-XIX вв.) и только в XIX в. переведенного на армянский под названием “Хетум – история Татар”. Так вот, у Хетума ясно и написано, что они в XIV веке пользовались албанским письмом». Киликийские албаны были верны своим культурным корням и традициям, и так же, как их сородичи в Арране (в Кавказской Албании), т. е. в Азербайджане создали шедевры книжной миниатюры.

 

 

 

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma