Албанские хачкары

Бахтияр Тунждай

1

Албанские хачкары

Албанские хачкары, т.е. каменные  кресты, которых армяне (хайи) называют «феноменальным явлением в художественной культуре не только Армении, но и вообще средневековья», выдавая их за «армянское прикладное искусство», берут свое начало от древнетюркских (кыпчакских) каменных баб языческого периода. А само название «хачкар» исходит от албанского  (кыпчакского) слова «хочхар», что в переводе с тюркского обозначает «горный баран». По древнетюркской мифологии горный баран, так же как и конь, являлся медиатором между мирами. Именно это поверье и послужило поводом тому, что албаны, даже после принятия христианства, долгое время наряду с каменными крестами ставили на могилу своих родных каменные статуэтки горного барана, так же как и их сородичи – огузы  после принятия Ислама.  Именно такие статуэтки можно встретить по всему Азербайджану, в том числе и по всему Западному Азербайджану (ныне Армянская Республика). На многих из них отчетливо видны христианские кресты и надписи на албанском (кыпчакском) языке.

3 24

Надгробные статуэтки горного барана. IX в. Албанское кладбище. Беюк Мазра. Басаркечярский р-н 

56

Надгробные статуэтки в виде коня. IX в. Албанское кладбище. Беюк Мазра. Басаркечярский р-н 

 

По мнению А. Л Якобсона, первоначальная роль хачкаров, которые  устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, — служить своего рода оберегом, покровителем. Это объясняет использование на стеле креста — символа нового, христианского божества, притом креста процветшего (из зе рн а — источника плодородия):

«В XI в. и в последующее время, когда вполне сложилась  и  стала классической композиция хачкаров, они были наделены самыми разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера, стали своего рода универсальным памятником «за спасение души». Постановкой хачкаров. отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов, как и выдающиеся события в жизни государства».

С этим мнением ученого трудно не согласиться. То, что он прав, доказывает надпись Григора Артнерсеха (881 г.) на хачкаре села Беюк Мазра (Мец-Мазра) Басаркечарского (Варданесского) района Западного Азербайджана, где  написано:

«В 330 (801) году монофизитского летоисчисления я, Григора  Артнерсех – князь Капана и Албании, водрузил сей святой крест в помошь веруюшим. Поклонившие сему святому кресту Христа, поминайте меня в ваших молитвах» (Григорян. История Сюника: 303).

А мемориальная надпись албанского бека Давида на хачкаре села Кечут Вайкского района Западного Азербайджана гласит:

«В царствование Васака Владыка Бабкен – сын князя Капана.  Было лето 335 монофизитского летоисчисления (886 г.). Я, Давид, водрузил сей крест во спасение души… Поминайте в ваших молитвах» (Григорян. История Сюника: 303).

7

Хачкар сооруженный князем Кафана и Албании Григором Артнерсехом в 881 г.

 

Хачкары в более или менее выработанной форме появились в Кавказской Албании в IX в., и первоначально, как и крестные камни в других странах, были крайне просты и схематичны, лаконично выражая основную идею напутствия в виде креста. Эти ранние хачкары представляли собой простую прямоугольную стелу, более или менее вытянутую и слегка сужающуюся книзу, с рельефным крестом, с расширяющимися концами, большей частью не процветшим); другие ранние хачкары имеют овальную форму или полукруглый верх, или подковообразную форму. Они заключают в себе процветший крест. Таковым является древнейший датированный хачкар, поставленный в Гарни албанской царицей Катранидой в 879 г. На удлиненной прямоугольной плите высотой 1.86 м (верх ее не сохранился) помещен удлиненный крест с расширенными концами (с кружками на концах), контур которого вырублен очень толстой линией.

8

Хачкар, поставленный в Гарни албанской царицей Катранидой в 879 г.

 

Еще грубее два почти одинаковых хачкара из Норадуза. Кресты, небрежно выполненные, включены в широкое, неправильной формы, обрамление с округлым верхом. Из верхней ветви креста произрастают идущие в разные стороны толстые побеги с треугольными плодами на концах (гроздья винограда). Под боковыми ветвями помещено по простому кресту

Как показывают исследования азербайджанских ученых Д. Ахундова и Г. Геюшова, процесс формообразования хачкаров шел с нарастающей интенсивностью. Уже в XI в. хачкар начинают трактовать как произведение  малой архитектуры в виде модели портала, увенчанного аркой и завершенного фризом или антаблементом наподобие нависающего козырька. В портале и помещен процветший крест. Такая архитектурная трактовка хачкаров становится традиционной и преобладающей до XVII в, включительно, хотя она нередко скрыта пышной декоративной разработкой. Особенно ясно выражена эта связь хачкара с архитектурой в произведениях XIII в. — в эпоху расцвета албанского зодчества.

9101112

Албанские хачкары. X век. 

13 14 15 16

Албанские хачкары. XI век. 

По мнению Д. Ахундова, XII век знаменует новый этап в развитии художественной резьбы хачкаров — этап расцвета албанской каменной пластики, достигшей в то время и особенно в XIII в. исключительного совершенства:

«Хачкары служат как бы блестящим дополнением к архитектурным творениям того времени, рядом с которыми хачкары нередко устанавливались. Возникали и новые черты и особенности каменной пластики, передающие в миниатюре те самые особенности, которые выработались в архитектуре».

Как верно отметил А. Л Якобсон, XII век знаменует новый этап в развитии художественной резьбы хачкаров — этап расцвета каменной пластики, достигшей в то время и особенно в XIII в. исключительного совершенства. Хачкары служат как бы блестящим дополнением к архитектурным творениям того времени, рядом с которыми хачкары нередко устанавливались. Возник а л и и новые черты и особенности каменной пластики, передающие в миниатюре те самые особенности, которые выработались в архитектуре:

«Наиболее существенной и важной особенностью хачкаров становится все более развивавшееся в их резьбе живописное начало: оно выражалось в нарастании игры светотени путем усиления пластичности резьбы. Достигается это многоплоскостностью рельефа: нередко сам крест и все обрамление хачкара выполнено в более сильном рельефе, чем окружающая его орнаментика, рельеф которой несколько понижен. Особенность эта прогрессировала: за двухплоскостной резьбой последовала (уже в начале XIII в.) трехплоскостная, когда сильно углубленный в свою очередь стали покрывать орнаментальной резьбой,  которая тем самым отодвигалась все дальше вглубь, еще больше насыщая хачкар светотенью и тем самым обогащая его».

 20191817

Албанские хачкары. XII век. 

Схожего мнения придерживается и турецкий исследователь М. Туркменоглу, который писал, что эти новшества повторяли то, что происходило в декоративной разработке архитектурного фасада албанских монастырских комплексов Зангезура и Карабаха. По мнению ученого, особенно интересно «растительное» узорочье, которое окружает крест и представляет собой декоративную разработку его процветшего основания. Это была новая растительная орнаментика, может быть, еще античного происхождения, вполне выработанная и сформировавшаяся в Албании к XII в. Но при этом она лишь частично удерживала растительную форму. В таком виде это растительное узорочье получило в XII и XIII вв., а по традиции и в последующие столетия, широкое распространение в албанском искусстве и наряду с различными модификациями плетенок стало здесь излюбленным и наиболее популярным, — как в монументальном зодчестве, так и в миниатюрной живописи:

«Такого рода орнаментика стала обязательной и в резьбе хачкаров. Это двойные стебли, плотно переплетающиеся и прихотливо извивающиеся, либо вьющиеся спиралью, с отростками и утолщениями — как бы с прижатыми к стеблю листочками, либо симметрично переплетающиеся, образующие миндалевидные фигуры».

Надо отметить, что помимо Кавказской Албании, тот же растительный мотив и в той же стилизованной редакции, был хорошо известен в то время (в XII—XIII вв.) во всем Азербайджане, в том числе и верхней Албании (ныне Грузинская Республика) в тюркском художественном чекане, в Тебризской глазурованной керамике, а затем получил всеобщее распространение на всем Ближнем и Среднем Востоке, а в XIV— XV вв. и в Средней Азии, где был тогда очень популярен.

23232221

 

Албанские хачкары. XIII век. 

Наконец, от архитектуры идет еще один мотив декора обрамления хачкаров — восьмиконечные звезды и ромбы, рельефно выступающие на фоне сплошной мелкой резьбы – Эти звезды и ромбы восходят к мозаичным выкладкам из разноцветного туфа в виде различных фигурных плиток Но уже тогда эту наборную мозаичную выкладку стали в Албании заменять имитацией ее путем воспроизведения фигур в рельефе: эффект многоцветно уступил место эффекту светотени. В таком виде рельефные звезды известны на порталах многих албанских зданий XIII — начала XIV вв..

Следует подчеркнуть устойчивость композиции хачкаров; она вполне сложилась в XII в. и держалась не только в XIII и XIV вв., но и на протяжении двух последующих столетий. Однако сила традиции ощущ а л а с ь постоянно в течение всего этого времени и даже в XIII в. — в пору расцвета искусства хачкаров: под резцом мастера на некоторых стелах того времени как бы оживали старые, еще X—XI вв., овальные композиции. Но уже в XIV в. начинает сказываться упадок каменной резьбы — орнаментика становится мельче и суше.

Karabakh İNFO.com

Bu yazı Din, Qafqaz Albaniyası kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma