Албанские хачкары

Бахтияр Тунждай

1

Албанские хачкары

Албанские хачкары, т.е. каменные  кресты, которых армяне (хайи) называют «феноменальным явлением в художественной культуре не только Армении, но и вообще средневековья», выдавая их за «армянское прикладное искусство», берут свое начало от древнетюркских (кыпчакских) каменных баб языческого периода. А само название «хачкар» исходит от албанского  (кыпчакского) слова «хочхар», что в переводе с тюркского обозначает «горный баран». По древнетюркской мифологии горный баран, так же как и конь, являлся медиатором между мирами. Именно это поверье и послужило поводом тому, что албаны, даже после принятия христианства, долгое время наряду с каменными крестами ставили на могилу своих родных каменные статуэтки горного барана, так же как и их сородичи – огузы  после принятия Ислама.  Именно такие статуэтки можно встретить по всему Азербайджану, в том числе и по всему Западному Азербайджану (ныне Армянская Республика). На многих из них отчетливо видны христианские кресты и надписи на албанском (кыпчакском) языке.

3 24

Надгробные статуэтки горного барана. IX в. Албанское кладбище. Беюк Мазра. Басаркечярский р-н 

56

Надгробные статуэтки в виде коня. IX в. Албанское кладбище. Беюк Мазра. Басаркечярский р-н 

 

По мнению А. Л Якобсона, первоначальная роль хачкаров, которые  устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, — служить своего рода оберегом, покровителем. Это объясняет использование на стеле креста — символа нового, христианского божества, притом креста процветшего (из зе рн а — источника плодородия):

«В XI в. и в последующее время, когда вполне сложилась  и  стала классической композиция хачкаров, они были наделены самыми разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера, стали своего рода универсальным памятником «за спасение души». Постановкой хачкаров. отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов, как и выдающиеся события в жизни государства».

С этим мнением ученого трудно не согласиться. То, что он прав, доказывает надпись Григора Артнерсеха (881 г.) на хачкаре села Беюк Мазра (Мец-Мазра) Басаркечарского (Варданесского) района Западного Азербайджана, где  написано:

«В 330 (801) году монофизитского летоисчисления я, Григора  Артнерсех – князь Капана и Албании, водрузил сей святой крест в помошь веруюшим. Поклонившие сему святому кресту Христа, поминайте меня в ваших молитвах» (Григорян. История Сюника: 303).

А мемориальная надпись албанского бека Давида на хачкаре села Кечут Вайкского района Западного Азербайджана гласит:

«В царствование Васака Владыка Бабкен – сын князя Капана.  Было лето 335 монофизитского летоисчисления (886 г.). Я, Давид, водрузил сей крест во спасение души… Поминайте в ваших молитвах» (Григорян. История Сюника: 303).

7

Хачкар сооруженный князем Кафана и Албании Григором Артнерсехом в 881 г.

 

Хачкары в более или менее выработанной форме появились в Кавказской Албании в IX в., и первоначально, как и крестные камни в других странах, были крайне просты и схематичны, лаконично выражая основную идею напутствия в виде креста. Эти ранние хачкары представляли собой простую прямоугольную стелу, более или менее вытянутую и слегка сужающуюся книзу, с рельефным крестом, с расширяющимися концами, большей частью не процветшим); другие ранние хачкары имеют овальную форму или полукруглый верх, или подковообразную форму. Они заключают в себе процветший крест. Таковым является древнейший датированный хачкар, поставленный в Гарни албанской царицей Катранидой в 879 г. На удлиненной прямоугольной плите высотой 1.86 м (верх ее не сохранился) помещен удлиненный крест с расширенными концами (с кружками на концах), контур которого вырублен очень толстой линией.

8

Хачкар, поставленный в Гарни албанской царицей Катранидой в 879 г.

 

Еще грубее два почти одинаковых хачкара из Норадуза. Кресты, небрежно выполненные, включены в широкое, неправильной формы, обрамление с округлым верхом. Из верхней ветви креста произрастают идущие в разные стороны толстые побеги с треугольными плодами на концах (гроздья винограда). Под боковыми ветвями помещено по простому кресту

Как показывают исследования азербайджанских ученых Д. Ахундова и Г. Геюшова, процесс формообразования хачкаров шел с нарастающей интенсивностью. Уже в XI в. хачкар начинают трактовать как произведение  малой архитектуры в виде модели портала, увенчанного аркой и завершенного фризом или антаблементом наподобие нависающего козырька. В портале и помещен процветший крест. Такая архитектурная трактовка хачкаров становится традиционной и преобладающей до XVII в, включительно, хотя она нередко скрыта пышной декоративной разработкой. Особенно ясно выражена эта связь хачкара с архитектурой в произведениях XIII в. — в эпоху расцвета албанского зодчества.

9101112

Албанские хачкары. X век. 

13 14 15 16

Албанские хачкары. XI век. 

По мнению Д. Ахундова, XII век знаменует новый этап в развитии художественной резьбы хачкаров — этап расцвета албанской каменной пластики, достигшей в то время и особенно в XIII в. исключительного совершенства:

«Хачкары служат как бы блестящим дополнением к архитектурным творениям того времени, рядом с которыми хачкары нередко устанавливались. Возникали и новые черты и особенности каменной пластики, передающие в миниатюре те самые особенности, которые выработались в архитектуре».

Как верно отметил А. Л Якобсон, XII век знаменует новый этап в развитии художественной резьбы хачкаров — этап расцвета каменной пластики, достигшей в то время и особенно в XIII в. исключительного совершенства. Хачкары служат как бы блестящим дополнением к архитектурным творениям того времени, рядом с которыми хачкары нередко устанавливались. Возник а л и и новые черты и особенности каменной пластики, передающие в миниатюре те самые особенности, которые выработались в архитектуре:

«Наиболее существенной и важной особенностью хачкаров становится все более развивавшееся в их резьбе живописное начало: оно выражалось в нарастании игры светотени путем усиления пластичности резьбы. Достигается это многоплоскостностью рельефа: нередко сам крест и все обрамление хачкара выполнено в более сильном рельефе, чем окружающая его орнаментика, рельеф которой несколько понижен. Особенность эта прогрессировала: за двухплоскостной резьбой последовала (уже в начале XIII в.) трехплоскостная, когда сильно углубленный в свою очередь стали покрывать орнаментальной резьбой,  которая тем самым отодвигалась все дальше вглубь, еще больше насыщая хачкар светотенью и тем самым обогащая его».

 20191817

Албанские хачкары. XII век. 

Схожего мнения придерживается и турецкий исследователь М. Туркменоглу, который писал, что эти новшества повторяли то, что происходило в декоративной разработке архитектурного фасада албанских монастырских комплексов Зангезура и Карабаха. По мнению ученого, особенно интересно «растительное» узорочье, которое окружает крест и представляет собой декоративную разработку его процветшего основания. Это была новая растительная орнаментика, может быть, еще античного происхождения, вполне выработанная и сформировавшаяся в Албании к XII в. Но при этом она лишь частично удерживала растительную форму. В таком виде это растительное узорочье получило в XII и XIII вв., а по традиции и в последующие столетия, широкое распространение в албанском искусстве и наряду с различными модификациями плетенок стало здесь излюбленным и наиболее популярным, — как в монументальном зодчестве, так и в миниатюрной живописи:

«Такого рода орнаментика стала обязательной и в резьбе хачкаров. Это двойные стебли, плотно переплетающиеся и прихотливо извивающиеся, либо вьющиеся спиралью, с отростками и утолщениями — как бы с прижатыми к стеблю листочками, либо симметрично переплетающиеся, образующие миндалевидные фигуры».

Надо отметить, что помимо Кавказской Албании, тот же растительный мотив и в той же стилизованной редакции, был хорошо известен в то время (в XII—XIII вв.) во всем Азербайджане, в том числе и верхней Албании (ныне Грузинская Республика) в тюркском художественном чекане, в Тебризской глазурованной керамике, а затем получил всеобщее распространение на всем Ближнем и Среднем Востоке, а в XIV— XV вв. и в Средней Азии, где был тогда очень популярен.

23232221

 

Албанские хачкары. XIII век. 

Наконец, от архитектуры идет еще один мотив декора обрамления хачкаров — восьмиконечные звезды и ромбы, рельефно выступающие на фоне сплошной мелкой резьбы – Эти звезды и ромбы восходят к мозаичным выкладкам из разноцветного туфа в виде различных фигурных плиток Но уже тогда эту наборную мозаичную выкладку стали в Албании заменять имитацией ее путем воспроизведения фигур в рельефе: эффект многоцветно уступил место эффекту светотени. В таком виде рельефные звезды известны на порталах многих албанских зданий XIII — начала XIV вв..

Следует подчеркнуть устойчивость композиции хачкаров; она вполне сложилась в XII в. и держалась не только в XIII и XIV вв., но и на протяжении двух последующих столетий. Однако сила традиции ощущ а л а с ь постоянно в течение всего этого времени и даже в XIII в. — в пору расцвета искусства хачкаров: под резцом мастера на некоторых стелах того времени как бы оживали старые, еще X—XI вв., овальные композиции. Но уже в XIV в. начинает сказываться упадок каменной резьбы — орнаментика становится мельче и суше.

Karabakh İNFO.com

Advertisements
Bu yazı Din, Qafqaz Albaniyası kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma