ОЧЕРЕДНАЯ АРМЯНСКАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ: КАК АЛБАНСКОЕ КИЛКИЙСКОЕ МЕЛИКСТВО ПЕРЕВРАТИЛОСЬ В АРМЯНСКОЕ КИЛКИЙСКОЕ ЦАРСТВО?!

Бахтияр Тунджай

Untitled

 

IV часть

 ФРАНКИ – КИЛИКИЙСКИЕ АЛБАНЫ И ИХ ПОТОМКИ

 

С принятием киликийскими албанами католицизма и с появлением у них собственного католикоса,  их стали называть франками (firəng), дабы не спутать с албанами Кавказа, которые остались монофизитами.

Первоначально слово «франк» связывалось у албан с крестоносцами, которые проходили через албанскую Киликию, но после принятия киликийскими албанами католицизма, это слово стало означать албан-католиков.

В 20-30-ых годах XIX века албаны-католики вернулись из Турции на землю своих предков, т. е. в Азербайджан, поселились в Лори (ныне север Армении), в Ахалкалаке (Самцхе-Джавахетии, ныне юг Грузии), а намного раньше в Джуге (Джулфинский район) и Кильваре (Дивичинский р-н).

Среди албан-франков, которых в 1930-х годах по приказу Сталина окрестили «армянами», существуют различия по месту жительства и другим признакам. Болшинство  албан-франков, проживающих в Грузии по сей день говорят на родном албанском (кыпчакском) языке и не знают насильно им навязанного армянского (хайского) языка.

Переселившиеся из Муша франки – мушлу  проживают в селах Эштия, Уджмана, Ториа,  Ждановакан Ниноцминдского муниципалитета, хас франки, которые являются выходцами  из Аданы,  в Аластани и Варевани Ниноцмидского муниципалитета. А выходцы из Румкалы гбо-франки проживают в сёлах Бавра, Хульгумо, Картиками, Турцхи Ахалкалакского муниципалитета, Аспара и Новый Хульгумо Ниноцминдского муниципалитета. Что касается поселившихся в Лори, после оккупации этих земель Арменией, были полностью ассимилированы армянами, и  говорят теперь на армянском (хайском) языке, хотя отчасти помнят и свой родной албанский (кыпчакский).

В конце XX — начале XXI вв. по экономическим и иным причинам началась массовая эмиграция франков в Краснодарский край и другие южные районы России. Сегодня франки составляют значительное большинство прихожан в приходах Краснодара, Белореченска, Армавира и черноморского побережья католической епархии святого Климента.

В конце августа 2007 г. албаны Ставропольского края отпраздновали юбилейную дату – 210-летие со дня основания родного поселения Эдиссия – одного из старейших албанских поселений на Юге России.

Эдиссия основана в 1797 г., по указанию Российского императора Павла I. Своей грамотой он дал разрешение заложить село. «Внимая прошению христян Дербента и других окрестностях, препоручаю, чтобы те, которые пожелают переселиться, таковые переселения произвести и по прибытию избрать род жизни им свойственный, получая земли для их потребления», – говорится в грамоте.

Эдиссийцы – выходцы из села Кильвар Дивичинского р-на, и еще ранее из киликийского города Урфа (бывшая Эдессия – столица Албанской Киликии). Им приглянулось урочище на верхнем берегу реки Кумы, известная по тем временам как «Касаева Яма». Эдиссию основали 50 семей, и уже в 1833 г. здесь проживало 1015 албан – франков , а в 1906г. – 3748 франков, которые по сей день говорят на родном албанском (кыпчакском // куманском) языке, и не понимают армянского (хайского).

в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах еще до 1830-го года албаны составляли большинство после турков – месхетинцев. Из их числа в Ахалцихе жило пятьсот католических семей и столько же разбросаны в разных селениях, в частности: в Ивлита, Щарути, Вале, Арали, Уде, Абастумана, Артаани, Вели, Артануджи, Бари, Артвини, Хертвиси, Ахалкалаки и Хизабавре.

В самом Ахалцихе в 20-х годах XIX века действовали две католические церкви, богослужение в которых происходило на албанском языке. Католическая албанская община Ахалциха была очень давней и грузины католики были вынуждены поселяться среди албан-католиков, так как были притеснены со страны православных грузин.

По сей день, у франков Месхет-Джавахетии существует правило заключать браки между “своими”. Существует негласный запрет на браки с армянами (хаями), русскими, грузмнами и т. д. И это не связано с религиозными убеждениями, так как частые браки франгов Тамбовки Богдановского района с урумами – ортодоксами Цалкинского района Грузии, которые так же как и албаны – франки, являются тюркоязычными, и говорят на кыпчакском языке.

У албан-католиков, так же как и у албан-монофизитов Ростовской области с конца XIX века – вплоть до середины XX века существовала культурная традиция решительно отделять себя от армянской нации, т. е. от хаев. Основой этого отчуждения в сознании франков был не только религиозный признак (в Богдановском районе франки жителей окрестных сел армян-григориан обозначали словом “hэтhанос”, что в переводе означает “язычник”), но также некоторое смешение понятий “религиозного”, “конфессионального” и “национального”, “этнического”. Хоть сегодня многие потомки франков считают, что франки – те же армяне, только католики по вероисповеданию, однако у пожилых людей  можно зачастую встретить несколько иное, более радикальное понимание слова франк; по нашему мнению. В их понимании “франкство” – это отдельный этнос.

Вопреки тому историческому факту, франки пришли в Самцхе-Джавахети из исторической Киликии, и родным языком их является албанский (кыпчакский), а не армянский (хайский) армянская сторона постоянно пытается представить их «западными армянами», и это – официальный подход армянской историографии. Примерно такой же подход и у грузин, которые пытаются представить их «бывшими грузинами».

По словам Арестакеса Симаворяна, который всячески старается представить их, как исконных армян, еще в 1860-1880гг. представители грузинской церкви на территории почти всей Грузии, в том числе в селах Ахалцихе и Ахалкалаки, развернули большое движение с целью верообращения «армян-католиков», в частности, жителей сел Бавра, Хулгумо, Картикам и Турцх (Ахалкалакский район). Бывшие вельцы отклонили требование грузинского духовенства. Как свидетельствует Ерванд Лалаян, в 1886г. губернатор князь Смбатов в ходе проведения переписи населения пытался зарегистрировать их как грузин, но в «грузины» из-за страха записалась всего одна семья.

«Этот выбор был не случайным: в вышеупомянутых селах организаторы кампании надеялись на успех. Они думали, что жители этих сел, будучи …тюркоязычными и католиками, могли без труда пойти против Армянской Апостольской церкви и принять грузинское православие…», – отмечает историк А.Мелконян.

О таком явлении, как смена национальности, в свое время высказался Погос Абелян (в докладной об Ахалкалакской проблеме): «…тюркоязычные армяне-католики (около 9 тыс.) при грузинском меньшевистском правительстве и под его покровительством значительной частью грузинской прессы и самим меньшевистским правительством посредством всевозможных обещаний и угроз были объявлены католиками-грузинами… Несознательная, бедная, угнетенная представители армян-католиков инстинктивно начали считать себя грузинами, и многие изменили окончания своих фамилий на «дзе» или «швили»».

И так, борьба между грузинами и армянами за раздел албанского наследия, а так же и албанских земель продолжается. А мы, азербайджанцы, истинные наследники албанского наследия и земель, стоим в стороне, и спокойно смотрим как невежественная нахичеванская мафия в лице Васифа Талыбова, из за своей глупости и тупости, варварски сравнивает с землей   албанские церкви, монастри и хачкары, дав этим повод армянам трубить по всему миру, что будто в Азербайджане уничтожаются «армянские памятники».

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma