ОЧЕРЕДНАЯ АРМЯНСКАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ: КАК АЛБАНСКОЕ КИЛКИЙСКОЕ МЕЛИКСТВО ПЕРЕВРАТИЛОСЬ В АРМЯНСКОЕ КИЛКИЙСКОЕ ЦАРСТВО?!

Бахтияр Тунджай

1

V часть

 ФРАНКИ – КИЛИКИЙСКИЕ АЛБАНЫ В ПОЛЬШЕ 

С. Карапетян ссылаясь на М.Бархударьянца (на албанского священника М. Бархударова, «Албания и соседи», стр. 244  ), на Кавказский календарь (1915 год, стр 158), на Азербайджанскую Советскую Энциклопедию (на азерб. языке, Баку 1982 г. стр 591), на примере сел Мирзабейли, Солтан Нуха, Джорлу и т.д, приводит свидетельства и факты, что в этих селах до недавного времени проживали албаны, которые продолжали разговаривать  на родном албанском, т.е. кыпчакском языке, которых местные мусульмане как и много веков назад называли «ермени» (монофизит). И этот факт дал С. Карапетяну основание называть их «тюркоязычными армянами», имея ввиду хайев.

Беда в том, что азербайджанская сторона, увлекшись бредовой идеей об удиноязычности албан, так и не поняла, что истинные албаны были кыпчаками (гаргарами), и тех кого они называют «ермени», из-за их вероисповедания, на самом деле являлись этническими албанами и такими же тюрками по крови, как и мы. А те продолжали жить в вышеуказанных селах Кабалинского района Азербайджана вплоть до XX в., что доказывает    данные Аз. Стат управления (“Известия Аз. ЦСУ”, 1922, № 3 (5), май-август, с. 51-52).

В статье К. Гюнера «Кто вы «армяно-кипчаки»?», размещенном на сайте «Кумыкский мир» в 31.03.2008 г., говорится, что пять лет тому назад среди армян, проживающих в России, разразился настоящий скандал, отголоски которого дошли и до Еревана. Некий Эдуард Вартанов ни с того ни с сего взял и напечатал в газете “Ростов официальный” (12.02.2003 г.) весьма интересную статью с шокирующим заголовком “Миф о переселении армян”. Автор, опираясь на исторические документы, излагал, что “доводы об освоении армянами Причерноморья и юга России – вымышленная история, не имеющая под собой какой-либо основы. Реальные “крымские” и “донские” армяне – это половцы, кипчаки, принявшие армяно-григорианское христианство”, которых сегодня и лингвисты, и историки условно определяют как “армяно-кипчаков”. Даже в современной жизни “армяно-кипчаков”, как излагал автор, прослеживается тюркская лексика, обычаи и обряды их прадедов. Например, национальные костюмы донских армян почти не отличаются от татарских. О донских армянах Вартанов писал и следующее: “Армян из исторической Армении они не понимают. Отсюда и отчуждение, заметное до наших дней. Так и остались они особым этносом, называемым “донскими армянами””.

Статья не стала сенсацией в серьезных научных кругах, хотя, надо сказать, она в Армении была встречена “в штыки”, что и не удивительно, ибо ее содержание противоречило установившейся в армяноведении концепции происхождения “армяно-кипчаков” от армян.

Следует отметить, что исследователи давно занимаются этой проблемой. Еще в 1896 г. при Московском археологическом обществе для изучения “армяно-кипчакских” документов была создана отдельная комиссия в составе ученых Ф. Корша, С. Сакова и А. Крымского. Еще тогда Ф. Корш в своем лингвистическом докладе приводил немало параллелей, взятых из кумыкского языка, который он в то время изучал. Однако ни тексты, ни доклад Корша не были тогда опубликованы. Французский тюрколог Жан Денир [Deny] в 1921 г. и польский тюрколог Тадеуш Ковальски в 1929 г., а вслед за ними и украинский филолог Агафангел Крымский, занимавшиеся изучением указанных текстов, писали о сходстве армяно-кипчакского языка с языком памятника 13-14 вв. “Codex Cumanicus”.

Вернемся к франкам, т.е. киликийским албанам-католикам на чьем диалекте был составлен “Codex Cumanicus”. Их потомки сегодня проживают не только в Росии, но и в Польше, в Австрии и в Италии (в Венеции), а так же в Крыму (Украина).

Конфессиональная структура Крыма конца XVIII в., периода перехода Таврики под управление Российского государства, остается малоизученной темой. Большинство исследователей этнической и политической истории ограничивается характеристикой отношений православных и мусульманских общин. Отчасти это верно, учитывая численность приверженцев данных религиозных убеждений, а также степени влияния этих религиозных организаций в политической и культурной сферах. Однако в Крыму, как и в настоящее время, существовали религиозные организации, связанные с национальными меньшинствами, оказавшими также существенное влияние на культурное и экономическое развитие края. В частности, к ним относятся албанские, или так называемые «армяно-кыпчакские» общины, разделенные в конфессиональном отношении на приверженцев албанской апостольской церкви, которые подчинялись в вопросах веры каталикосу Албании  и албано-католиков. Сложность освещения истории католической религиозной общины связана с ограниченным числом документов и непродолжительностью ее существования.

Судя по архивным материалам (ГААРК. Ф. 799. Канцелярия Таврического областного правления, оп. 1, д. 191), в которых говорится о возвращении албан – переселенцев или так называемых «новомосковских армян» в Таврическую область из Екатеринославского наместничества в 1789-1790 гг, в основном, это были албаны-католики, прибытие которых регистрировалось в Карасубазаре (г. Белогорск) и частично в Евпаторийском и Перекопском уездах. Надо отметить, что во время переселения христиан из Крыма в 1778-1779 гг. для албанского общества были выделены земли в Поднепровье. Однако большинство переселенцев, неудовлетворенных условиями, после обращения архиепископа Иосифа Аргутинского к Екатерине II и получения высочайшей грамоты от 14 ноября 1779 г. (15, т. XX, № 14942, с. 878-879) направилось в устье Дона, где основали город Енги-Нахичевань. При этом албано-католики, в основном, остались в Екатеринославле, получили обширные [562] льготы, предусмотренные «Жалованной грамотой, вышедшим из Крыма Христианам Римско-Католического закона в Азовскую губернию на поселение» от 14.11.1779 г. (16, т. XX, № 14943, с. 879-881).

Учитывая, что данные льготы распространялись на всех албан-франков, вышедших из Крыма, независимо от избранного места поселения, часть из них переместилась в западные губернии. Что касается Северного Кавказа, то здесь албано-католическая община, по словам А. И. Селицского, в основном, была представлена выходцами из Турции и Азербайджана (Исторической Кавказской Албании), и только частично выходцами из Крыма.

Говоря о переселенцах албано-католиках, как указывает К. Богословский, следует отметить дарованные им Грамотой равные права с албанами, приверженцами Албанской (Гандзасарской) церкви. Екатерина II, продолжая официально веротерпимую политику Петра I по отношению к католикам, тем не менее, создала все необходимые условия для ограничения влияния Папы Римского на ее подданных. В полной мере это касалось и албан-католиков, которые оказались в юрисдикции Могилевской католической епархии во главе с архиепископом С. Сестренцевичем (Богословский К. Государственное положение римской католической церкви в России от Екатерины Великой до настоящего времени. Харьков, 1898). При этом необходимо упомянуть, что после завоевания Крыма Россией иезуитский орден, пользовавшийся в Крыму длительное время поддержкой итальянцев и даже крымско-татарских ханов, потерял всякое влияние в регионе (Мурзакевич Н. Пребывание иезуитов в Крыму // ЗООИД. 1858. № 4., с. 466-467). Вопрос же о создании отдельной албанской униатской епископии в конце XVIII в. вообще не рассматривался. К нему вернулись только через 30 лет после описываемых событий.

В европейских и, в частности, восточно-европейских странах, например, в Польше – сегодня проживают поколение албан – католиков, которое давно утратило свое национальное самосознание, порвав связи с Киликией и Албанией (Азербайджаном), что обусловлено различными факторами.

После распада Киликийского Албанского Меликства, в Польше,  и в том числе  на Украине,  нашли убежище около 4 тысяч албан – католиков. Часть из них поселилась во Львове, другая – в Каменце-Подольском (в 1430 году город был присоединен к Польше).

В XVI веке Каменец-Подольский становится одним из малочисленных албанскич центров в Польше.  Албан там в то время насчитывалось около 300 семей, в то время как во Львове было всего лишь 60 семей. Армяне в средневековой Польше говорили на своем родном языке. Языком общения был албанский (кыпчакский), или татарский, как его тогда называли. На нем же, записанном албанским алфавитом, издавались богослужебные книги. Постепенно, на протяжении XVIII века, этот язык вышел из употребления, уступая место польскому.

Как и польские евреи, польские албаны имели широкое самоуправление – суд, сбор налогов и т.д. были внутренним делом общины. В 1519 году король Сигизмунд Старый утвердил Судебник великого албанского мыслителя XII в. Мхитара Гоша и дабавленный к нему Армянский Судебник, переведенный на латинский и на албанские языки.  Албаны в Польше имели и собственные школы, в которых учили, кроме албанского (кыпчакского), латинскому и польскому языкам, а также географии, арифметике и риторике.

Достаточно привилегированное положение польских армян определялось не только их богатством, но и тем, что они оказывали важные услуги королевскому двору. Из-за своих обширных связей и знания восточных языков они выступали как дипломаты на службе у польских королей. Большая часть посольств в Турцию и Азербайджан осуществлялась именно албанами. Они участвовали в торговле с западными странами, ездили с товарами и в Московское государство. Кроме того, богатые албанские купцы зачастую ссужали деньги королям, чем отчасти объясняется их привилегированный статус в обществе. Албаны были известны также как искусные ремесленники – они выделывали кожи, ковали оружие, занимались ткачеством и ювелирным делом.

Сделав доступными многие турецские и азербайджанские товары, албаны, как считается, сыграли определенную роль и в известной ориентализации польской культуры в XVI-XVII вв., когда в Польше развилась шляхетская мода на восточную одежду, оружие, пряную еду.

После раздела Польши некоторые албанские общины оказались в составе Российской империи – для них была создана особая епархия в Могилеве-Подольском, затем перенесенная в Тирасполь. Львовская община и ряд других, живших на территории Галиции, отошли к Австро-Венгрии.

Advertisements
Bu yazı Qafqaz Albaniyası, Tarix kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma