ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЮРКОВ

Мансур Рахбари (Южный Азербайджан, Иран)

Территория Азербайджана, в том числе и Западного Азербайджана (с 1918 г. Республика Армения) богата наскальными изображениями, большая часть которых являются одним из древнейших форм письма – пиктографией. Ученые единогласны в том, что в истоках  первобытного искусства, в том числе и пиктографии стоит искусство магии. В этом контексте вызывает огромный интерес наскальное изображение выявленное в горе Гаргадаши, в близ азербайджанского села Нюведи Мегринского района Западного Азербайджана, азербайджанское население которого было подвергнуто этнической чистке со стороны армянских варваров, в котором изображены стадо мелкорогатого скота и пастухи, подвергшиеся нападению леопардов и шакалов.

Ценность этого шедевра первобытного искусства не только в самом изображении, но и в фонетическом письме, нацарапанном рядом древнетюркскими рунами, на древнетюркском языке, который точно повторяет смысл  рисунка.

Дословный перевод текста:

ы :  в переди (перед вами, на вашей пути)

УЧУK :  обвал

эРиНЧ:   Пусть будет… (В Орхоно-Енисейских памятниках слово «эринч» выступает как вспомогательный глагол, а в данном случае употреблено как отдельная единица).

 : пища для диких зверей (Махмуд Кашгари).

ЙэЛиНЧ : съесть. Производная форма от «йел-» (Махмуд Кашгари) с добавлением  кончания «-инч».

э(ə)СРи :        леорард ( Китаб аль – Идрак ли – Лисан аль – Атрак ), тигр (Махмуд Кашгари )

УДСыН : желательная форма глагола «уд-» -преследовать, напасть (Махмуд Кашгари)

KaН :        Кровь ( общ. тюр.).

э(ə)НГ(Ğ)РИЗ : Заплачьте . Э(ə)nг(ğ)рэ(ə)шди – заплакал (Махмуд Кашгари).

Г(Ğ)Е(Ö)Чю(ü) :    Кочевье. В данном случае «ваши кочевья»

БoK:        Дермо.

эРиНЧ:   Пусть будет…

аРЖуЛа : В древнетюркском словаре Махмуда Кашгари обозначены слова “aржу” (шакал), и производное от него «аржулаю» (сборище шакалов), в смысле  сборища шакалов вокруг чего  то (или вокруг падали).

БаРЧа : Весь, все, поголовно все.

Последние слова образуют между собой словосочетание в виде «аржул барча», которое употреблено в тексте, по нашему мнению, в нижеследуюшем смысловым контексте:   Пусть вокруг вас (или ваших трупов) соберутся все шакалы поголовно.

И так,  древнетюркский текст на скале гласит:

«Пуст на вашей пути произойдет обвал! Станте пишем для диких зверей! Пусть на вас самих и на стада ваши нападут леопарды, что бы заплакали вы кровью! Пусть превратятся ваши кочевья в кучу дерма и вокруг ваших трупов соберется сборище шакалов!»

И так, перед нами проклятие в виде заклинания, выполненное одновременно в письменном и пиктографическом исполнении. Этот один из древнейших жанров Азербайджанского фольклора в простонародье называется «джады – пити» (джады-магия + пити-письмо), т. е. письменная магия, которая выполняется (отдельно или совместно) как фонетическим (в основном аяты из Корана на арабском языке), так и пиктографическим письмом. Широко употребляется и предметное письмо – самая древнейшая форма письма, изобретенная человечеством много-много тысячелетий назад.

About these ads
Bu yazı Dilçilik, Fəlsəfə, Mifologiya, Tarix, Ədəbiyyat içində dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Connecting to %s