ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЮРКОВ

Мансур Рахбари (Южный Азербайджан, Иран)

Территория Азербайджана, в том числе и Западного Азербайджана (с 1918 г. Республика Армения) богата наскальными изображениями, большая часть которых являются одним из древнейших форм письма – пиктографией. Ученые единогласны в том, что в истоках  первобытного искусства, в том числе и пиктографии стоит искусство магии. В этом контексте вызывает огромный интерес наскальное изображение выявленное в горе Гаргадаши, в близ азербайджанского села Нюведи Мегринского района Западного Азербайджана, азербайджанское население которого было подвергнуто этнической чистке со стороны армянских варваров, в котором изображены стадо мелкорогатого скота и пастухи, подвергшиеся нападению леопардов и шакалов.

Ценность этого шедевра первобытного искусства не только в самом изображении, но и в фонетическом письме, нацарапанном рядом древнетюркскими рунами, на древнетюркском языке, который точно повторяет смысл  рисунка.

Дословный перевод текста:

ы :  в переди (перед вами, на вашей пути)

УЧУK :  обвал

эРиНЧ:   Пусть будет… (В Орхоно-Енисейских памятниках слово «эринч» выступает как вспомогательный глагол, а в данном случае употреблено как отдельная единица).

 : пища для диких зверей (Махмуд Кашгари).

ЙэЛиНЧ : съесть. Производная форма от «йел-» (Махмуд Кашгари) с добавлением  кончания «-инч».

э(ə)СРи :        леорард ( Китаб аль – Идрак ли – Лисан аль – Атрак ), тигр (Махмуд Кашгари )

УДСыН : желательная форма глагола «уд-» -преследовать, напасть (Махмуд Кашгари)

KaН :        Кровь ( общ. тюр.).

э(ə)НГ(Ğ)РИЗ : Заплачьте . Э(ə)nг(ğ)рэ(ə)шди – заплакал (Махмуд Кашгари).

Г(Ğ)Е(Ö)Чю(ü) :    Кочевье. В данном случае «ваши кочевья»

БoK:        Дермо.

эРиНЧ:   Пусть будет…

аРЖуЛа : В древнетюркском словаре Махмуда Кашгари обозначены слова “aржу” (шакал), и производное от него «аржулаю» (сборище шакалов), в смысле  сборища шакалов вокруг чего  то (или вокруг падали).

БаРЧа : Весь, все, поголовно все.

Последние слова образуют между собой словосочетание в виде «аржул барча», которое употреблено в тексте, по нашему мнению, в нижеследуюшем смысловым контексте:   Пусть вокруг вас (или ваших трупов) соберутся все шакалы поголовно.

И так,  древнетюркский текст на скале гласит:

«Пуст на вашей пути произойдет обвал! Станте пишем для диких зверей! Пусть на вас самих и на стада ваши нападут леопарды, что бы заплакали вы кровью! Пусть превратятся ваши кочевья в кучу дерма и вокруг ваших трупов соберется сборище шакалов!»

И так, перед нами проклятие в виде заклинания, выполненное одновременно в письменном и пиктографическом исполнении. Этот один из древнейших жанров Азербайджанского фольклора в простонародье называется «джады – пити» (джады-магия + пити-письмо), т. е. письменная магия, которая выполняется (отдельно или совместно) как фонетическим (в основном аяты из Корана на арабском языке), так и пиктографическим письмом. Широко употребляется и предметное письмо – самая древнейшая форма письма, изобретенная человечеством много-много тысячелетий назад.

Bu yazı Dilçilik, Fəlsəfə, Mifologiya, Tarix, Ədəbiyyat kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir şərh yazın