Кавказская Албания и Азербайджан

                                                                                                                         Бахтияр Тунджай

Территории современной Азербайджанской Республики, а также нынешней Армении, значительной части Грузии и Дагестана в античных источниках значится как Албания. По утверждению этих же источников, название «Албания» произошло от названия населявшего эти территории народа –  албан. Впервые наименование «Албания» встречается у Страбона (l в. до н. э.- l в.н.э). К той же традиции восходит и «Альвания» древнерусской летописи Xl в «Повесть временных лет» (М.- Л., 1950, стр. 205) и «Албания» в древнескандинавских сагах Xlll – XlV вв. (Мельников 1986: 53).

В современной топономике Грузии отражено форма «Алвания». Так, «Кахетинская Тушетия состоит из так называемой Алвании, которая простирается до Кахетинского Алазана. Алванское поле в Кахетии одна из плодородных местностей в западной части Кахетии» (Дорн. 1875: 336). В той же Грузии зафиксировано село Албани. Г. Гейбуллаев, исходя из грузинских источников, где везде вместо названия «Албания» фигурирует название  «Рани», верно сделал вывод, что топонимы Албани и Алвания  восходят к первоначальным жителям этих пунктов, т.е. к албанам (Гейбуллаев. 1991: 66). Село «Алпан» в Кубинском районе Азербайджана тоже восходит к этнониму албан.

В «древнеармянских» источниках (имеются в виду источники, написанные армянским шрифтом, на среднеперсидском, т.е на татском языке) то же самое название отражено в форме «Агван», или же «Агуан», так как в персидском языке вплоть до Xl в. не было звука «л» и буквы для обозначения этого звука. Сами же эти источники связывали это название именем царя Албании Араном, который являлся благочестивым, а благочестие в албанском языке звучало как «агу», якобы отсюда и пошло название страны (Azəbaycan tarixi. 1995: 176).

Древним персам, парфянам, сирийцам, византийцам и арабам не было известно название «Албания». Вместо этого имени они употребляли Аран, или Арран. Так называлась обширная область Азербайджана, население которой составляли в основном албаны, народ кыпчакского происхождения, и тюрки – огузы (туркмены).

По мнению Г. Гейбуллаева, как и две тысячи лет тому назад, до сих пор среди азербайджанцев Кура – Араксинская низменность называется «аран» в значении «низменность», «местность с жарким климатом», «место зимовки». После образования Албанского государства слово «аран» стало именем собственным, и как названия царства было принято древними персами и от них перешло к парфянам, византийцам, сирийцам и арабам (Гейбуллаев. 1991: 58-59). Ю.Б. Юсифов тоже считал, что слово «Аран» сначало было названием равнины к югу от Куры, но потом стало обозначать страну (Юсифов Ю.Б. 1961:26). Существует и другое мнение о происхождении названия «Аран», которое связывает это название именем царя Албании Араном (ll в. до н.э.), основоположника царской династии Аранидов, или Араншахов (Azərbaycan Tarixi. 1995: 176-177).

Генеалогическую легенду о происхождении царской династии Албании — Арраншахов (как называли себя албанские цари, от Аран — имя царя Албании и шах — царь, то есть царь Албании)  рассказывает албанский историк Моисей Каганкатуйский. По словам Каганкатуйского, Аран был назначен править этой областью Парфянской империи парфянским наместником Валаршаком. Этот Аран, согласно легенде, был потомком Иафета – сына Ноя (Кн. 1, гл. 1). К.В. Тревер считает, что «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их тюркские имена, такие как Ороз – Уруз, Зобер, Аран – Еран и т.д. (Гейбуллаев 1991: 75).

То, что названиями «Арран» (или Аран) и «Албания» разные источники называли одну и ту же область, не вызывает никакого сомнения. Так, например, в победной надписи персидского царя Шапура l  высеченной в местности «Кабейи-Зардушт» (262 г.), на трех языках в перечислении подвластных ему стран упоминается в греческом тексте как «Албания», а в парфянском как «Арран» (Ашурбейли С.Б. 1981: 17-20). Известный албанский (азербайджанский) историк и богослов Мхитар Гош в своей «Албанской хронике» (Католикосы и события Албанской страны в XII веке), тоже называет Албанию Арраном (Tuncay. 2010: 145-156). Вернее, у него эти имена употребляются параллельно:

«И в первосвященство в стране нашей Албанской владыки Стефана, в сей стране Арранской, в области, которая именуется по матери городов Гянджа…» (Орбели 1968: Т.1,213).

Благодаря арабским источникам сегодня в точности известны исторические (средневековые) границы Азербайджана, его областей, в том числе и области Арран или Албания, как его называли в древности греки. В этих источниках содержится обширная информация о городах и других географических пунктах данной страны и области. Например, автор X в. Ибн Хаукаль, переработавший и дополнивший по просьбе ал-Истахри его труд в число городов Аррана помимо таких азербайджанских городов как Шемахи, Шеки, Барда, Гянджа, Баку и др. включил также Баб-аль-Абваб, т.е. Дербент и Тифлис (Ал-Истахри. 1901:17).  Он же в своем труде «Китаб-ал-Масалик в-ал-Мамалик» (Книга путей и царств), описывая Азербайджан, его границы, а также сообщая историко-географические сведения о столицах и других городах, писал:

«Я помешаю карту Азербайджана, изображая на ней горы, дороги, пресные реки, как Аракс и Кура, до изображения озер Хилат и Кабузан.» (Ибн Хаукаль. 1908: 92).

Ибн Хаукаль в числе городов Азербайджана перечислил и такие города Аррана как Мугань и Байлакан (Ибн Хаукаль. 1908: 93). Он же в своей карте, изображавшей Каспийское море (Бахр ал-Хазар) всю прибрежную территорию начиная от Дербента до Гилана называет Азербайджаном (Ибн Хаукаль. 1908: 111).  Ал-Мукаддаси (946-1000 гг.) в книге «Китаб-ахсан ат-тагасим фи-марифат ал-агалим» (Самая лучшая книга по разделению  климатов) тоже упомянул Мугань в числе городов  Азербайджана (Ал – Мукаддаси. 1908: 12). Как писал ал-Йакуби, основной город Аррана Барда также находился в Азербайджане. (Ал-Йакуби. 1908: 24). А, Ибн ал-Факих этот же город называл городом Верхнего Азербайджана    (Ибн Хаукаль. 1908: 111). Йакут ал-Хамави в свою очередь писал, что Нахчивань  находится в Азербайджане, в области Арран, недалеко от Армении. Он естественно, имел в виду историческую Армению, которая находилась в то время в юго-восточной Турции, в районе озера Ван и не имела никакого отношения к нынешней.

Арабский географ  первой половины X в. Ал-Истахри писал, что «границы Аррана от Баб-аль-Абваба (Дербента) до Тифлиса и до места, известного под именем Хаджиран близ реки Расса (Аракса)». Он же отметил, что «граница Азербайджана на юге тянется по горам Тарма, достигает передела Зенджана, затем проходит по горам Динавара, Хулвана и Шахразури, достигает территории близ реки Тигра, и наконец, окружает пределы Армении». (Ал-Истахри. 1901: 19). Тот же автор назвал Шемкир, который находился в Арране, азербайджанским городом (Ал-Истахри. 1901: 65). Шемкир был упомянут также Ал-Балазури в «Книге завоевания стран» (Ал-Балазури. 1927: 203).

По словам Йакута ал-Хамави  самым западным городом Азербайджана и Аррана являлся Эрзинджан, который сегодня находится на северо-востоке Турции, а юго-западные границы доходили до р. Тигра и охватывали область Дейлем (Йакут ал-Хамави. 1983). Автор первой половины X в. Кудама в книге «Китаб ал-Харадж» (Книга о расходах), перечисляя Азербайджанские провинции, отметил и Барду, имея в виду Арран. (Кудама. 1903: 84).

Н.М.Велиханова безусловна была права, когда писала следующее:

«Арабские авторы, фиксирующие события, связанные с завоеванием Закавказья, называют территорию Аррана – Албании   также Азербайджаном. Обратимся к фактам. Согласно ал-Куфи, «ал-Адиййа отправился в страну Азербайджан (717-720гг.) и расположился в Байлакане…» «Ал-Харис ибн Амр (правитель после Адиййи) отправился в страну Азербайджан и расположился в Барде». Упоминая о пребывании ал-Джарраха ибн Абдаллаха ал-Хакама (правителя Азербайджана в 722-725, 729-730 гг.) в Шеки, ал-Куфи пишет: он приказал ал-Джарраху ибн Абдаллаху остаться в Азербайджане». По сообщениям ат-Табари и ал-Асира, в 91г. (709-710) Мсалама ибн Абд ал-Малик совершил новый поход против тюрок «и достиг ал-Баба в стране Азербайджан, где завоевал города и крепости»». (Велиханова.1987:80).

В некоторых арабских источниках, когда речь идет об Арране, отмечают две половины Аррана, и говорится об «обоих Арранах». Так, например, Ибн Хаукаль, имея в виду князей Кабха (Большого Кавказа) писал:

«На этих князях лежат постоянные налоги и повинности, доставленные ими царю Азербайджана. Налоги платятся ровные, не уменьшаясь и не задерживаясь, и владетели этих стран, находятся в подчинении у царя Азербайджана, который является одновременно и царем Армении и обоих Арранов».  (Ибн Хаукаль. 1908: 99).

Как верно отметил А.С. Сумбатзаде, это вполне соответствует исторической преемственности, что под первым из этих «Арранов» подразумевается вся равнинная полоса от Дербента до Тифлиса вдоль побережья  Каспия и по левому берегу реки Куры, совпадающая с территорией левобережной Албании. А под вторым «Арраном» – равнины по правому берегу реки Куры от Каспийского побережья до отрогов Малого Кавказа, т.е. территория, соответствующая правобережной Албании. (Сумбатзаде.1990: 123-124).

И так, как видно из арабских источников Vlll-X вв. Арран, т.е. Албания по античным источникам, являлся одной из многочисленных областей Азербайджана. То же самое говорят надписи на крепостных стенах Дербента (Vl в) на среднеперсидском языке. Во времена владычества Сасанидской  Персии (lll – Vll вв.) Азербайджан, который в среднеперсидских источниках именуется Атурпатаканом, временами  частично входил в состав Персидской империи. Однако, северная часть страны, т.е. Арран // Албания всегда стремился и часто добивался независимости.

Что касается упомянутых выше надписей, они тоже однозначно доказывают принадлежность Албании (Аррана) Азербайджану, вопреки утверждениям армянских лжеученых, которые утверждают, что будто Албания была восточной областью Армении. Эти надписи, были замечены Д. Кантемиром еще при Петре l. К 1928 г. общее число выявленных на северных стенах Дербентской стене надписей были доведены до 20, и они были изданы Е.А. Похомовым  в 1929 г. (Похомов. 1929: 9). Изучив эти надписи Г.С. Ниберг, в частности, прочел в них следующее:

«Это и отсюда вверх Барзниш, амаркар Атурпатакана, (выполнил)». (Ниберг. 1929).

Приведя эту надпись, К.В. Тревер пишет:

«Термин «амаркар» официальный Сасанидский титул лица, на обязанности которого лежал сбор податей в определенной части государства, заведование местными финансами и производством строительных  работ государственного значения».

 Ученый отметил, что здесь речь идет об армаркаре Атурпатакана, в ведение которого  входила Албания. (Тревер 1959: 347).

Известно, что сюнийы восстали против персидского царя, когда тот хотел подчинить эту албанскую область к Армении. Об этом сообщает армянский историк Себеос, который пишет:

«Ваган, владетель Сюнийской земли, восстал и отделился от армян и просил персидского царя Хосрова, чтобы он архивы Сюнийской земли перенес из Двина в город Пайтакаран (дословно столица Аррана // Албании) и их город внес в границы Атурпатакана» (История епископа Себеоса. 1939: гл. VI, 28—29).

Опираясь на сообщения автора l в. Гая Плиния Секунда (23-79 гг.), о том, что «Албания ограничивается с севера Сарматией», т.е. просторами северокавказских степей, С.В. Юшков пришел к вводу, что Албания включала в свой состав весь Кавказ, вплоть до Терека, или Сулака. (Алиев 1974:107). Ученый обосновал свое мнение, опираясь на сообщение Птоломея, о реке Соана, которая опоясывала северную границу Албании, а также на сообщение Вахушти, который реки Терек и Аргунь в Чечне обозначил, как «Сона».

Это мнение, которое одно время утвердилось и в «Истории Азербайджана» (История Азербайджана. 1958: 51), а потом было отвергнуто, кажется нам убедительным, то же самое вытекает из сообщений некоторых арабских источников, которые включали Чечню, Абхазию и Аланию в состав Азербайджана. Например, Йакут ал-Хамави в книге «Моджем ал-Булдан» говоря о стихотворении Абу Таммама, который он посвятил Абу Саиду Сагарие, говорит и о стране Дурдз (дагестанцы до сих пор называют чеченцев дурдзуками), упомянутой в стихотворении, и называет ее одной из областей Азербайджана. (Сəид Нəфиси. 1990: 52). По ал-Истахри,  Лан (Алания) и Абхаз (Абхазия) являлись провинциями Азербайджана.

Эти сообщения не противоречат сообщениям античных авторов, по словам которых, границы Атропатены, – так назывался Азербайджан в античные времена, – простирались от Понтийского (Черного) моря до Гирканского (Каспийского). Так, например, Полибий, говоря о владениях царя Атропатены Артабазана, писал:

«Гордый достигнутыми успехами царь пожелал пригрозить владыкам варваров, живущих над собственными сатрапами и в пограничных с ним, и напугать их, дабы впредь они не дерзали поддерживать мятежников доставкою припасов и войска, а потому решил идти на них войной, прежде всего на Артабазана. Этот последний почитался могущественнейшим и мудрейшим из владык и господствовал над так называемыми атропатиями и приграничными с ним народами… Когда решение было принято, войска перевалили через Загр и вторглись в страну Артабазана, которая лежит подле Мидии, отделяясь от нее промежуточными горами; некоторые части ее, что выше Фасида, господствует над Понтом, и область доходит до Гирканского моря.» (Алиев.1987: 16).

Тот факт, что северные территории Азербайджана, т.е. территория Аррана с самого начала входила в состав Атропатены, нашло свое отражение и в книге «История древнего мира. Расцвет древних обществ» (История древнего мира… 1982: 412-413). Кроме этого, Миней Феликс Капелла в своей книге «О браке филологии и Меркурия” (кн. 9, 691) пишет:

«…За Ассирией в виду Каспийского моря, начинается Мидия, которая опоясывается Кавказскими горами».

В данном случае речь идет о малой Мидии, т.е. об Атропатене. То обстоятельство, что Атропату – основоположнику государства Атропатена –  подчинялись албаны и саки подтверждается многими источниками (Алиев 1988: 19).

К.Ф. Смирнов, проводивший археологические раскопки в селе Тарки (между Махачкалой и селом Тарки в Дагестане), писал, что сарматизированное население Таркинского района входило в состав Албанского государства или, по крайней мере испытывало его политическое и культурное влияние (Смирнов 1954: 271). Это сообщение согласуется с сообщением Страбона, что  «наиболее высокими частями настоящего Кавказа являются самые южные его части у Албании» (Страбон, Xl, 5, 6). По Тациту, южные отроги Большого Кавказа назывались «Албанскими горами». (Тацит. Летопись, Vl, 33).

К имени «Арран» восходит «Рани», грузинское название данной области. В древнегрузинских источниках Рани имеет не только значение страны, но обозначает и ее население (Гейбуллаев. 1991: 58-59). Именно под этим названием (Рание) эта область упомянута и в ассирийских клинописных источниках ll тысячелетия до н. э,  главным городом которой назван Щущарра (корень «Шушар» + суффикс «ра» ).  Примечателен и тот факт, что основным этносом cей области в этих источниках названы турки (турукку ═ корень «турук» + суффикс «ку»). А в надписи ассирийского царя Ададнерари (XV в. до н.э.) этот этнос запечатлен под именем «турукии»  (Ağasıoğlu. 2005:40).   

Самые ранние письменные источники, упоминающие имя тюрков, как это не выглядит странно, являются аккадские, ассирийские и урартские клинописные памятники, относящиеся к lll-l тысячелетиям до н. э. И упоминают эти источники их как обитателей древнего Азербайджана и юго-восточных районов Анатолии, т.е. нынешней Турции.

В аккадских и ассирийских клинописных текстах относящихся ко ll тысячелетию до н. э. этноним тюрк писался как «турукку». Из этих источников становится ясно, что этот народ являлся основным этносом Аратты, древнейшего государства на территории Азербайджана (lll-ll тыс. до н. э.). А государство это было известно и древним шумерам, с которым они поддерживали тесные культурные, политические, дипломатические и торговые отношения. Становится ясным и то, что турукку, т. е. тюрки вели войны с ассирийцами за сопредельные страны и территории (Azərbaycan tarixi. 1995: 61-67, 73-78).

Тот же этноним зафиксирован в аккадских источниках XXlll в. до н.э. под названием «тоурки», или «турки». А в урартских  источниках l тысячилетия  встречается этноним «турухи». (Ağasıoğlu. 2005: 39).   

Мнение об идентичности этнонимов «турукку», «трухи» и «тюрк» впервые было высказано З. Ямпольским еще в начале XX века (Ямпольский З. 1966). Это мнение  в последствии нашло поддержку в научных трудах таких знаменитых азербайджанских ученых как Ю. Юсифов, Ф. Джалилов (Ф. Агасыоглу), Т. Гаджиев, С. Алияров, М. Х. Тантекин, Я. Махмудов, А. Тагирзаде,  Н. Худиев, Г. Кязимов и т. д. (Ağasıoğlu. 2005:40).   

По мнению известного тюрколога и языковеда, доктора филологических наук, профессора Ф. Агасыоглу и видного специалиста по древним языкам Востока и по клинописи, доктора исторических наук, профессора, ныне покойного Ю. Юсифова «турукку» ассирийских источников нечто иное, как  разночтение этнонима «тюрк» или «турок» на ассирийском языке. Этот этноним на разных языках звучит по-разному. Так в хотанских текстах этноним «тюрк» звучит как «ттррука», а в тибетских как «друг» и «друга». (Azərbaycan tarixi. 1995: 78; Ağasıoğlu. 2005:40 ).                              

Ю. Юсифов, в своих научных трудах говоря об активных политических действиях тюрков на геополитической арене Ближнего и Среднего Востока возводит эти действия к началу ll тысячелетия до н.э. Ученый  пишет по этому поводу:

«…Тюрки, пройдя через горную цепь Загрос вступили на обширные просторы Мессопатамии, дошли до степи Рание, вышли к верховьям реки Нижний Заб и установили тесные контакты с хурритскими племенами, что противоречило интересам Ассирии. Именно и это послужило тому, что ассирийский царь Шамши-Адад l  решил воевать с тюрками, но потерпел поражение. Тюрки захватили Шушарру.» (Azərbaycan tarixi. 1995: 73).

Захватив Шушарру, тюрки стали угрозой для приграничных районов Ассирийской империи, что нашло свое отражение на камне с клинописью Ассирийского царя Ишме-Дагана l:

“Что касается Шушарры, мы не смогли защитить его и население этой страны в панике. Пусть посол объяснит ситуацию. Тюрки под предводительством Лидаи разрушили уже два города. Я отправил туда свежие силы, и тюрки отошли в горы и держат там оборону.  Изменить, что-либо нам не удастся». (Azərbaycan tarixi. 1995: 74-75; Ağasıoğlu. 2005:40-43).                              

То, что Азербайджан с незапамятных времен является страной тюрков, подтверждают  и ранние арабские источники. Например, автор Vll в. Убейд ибн Шариййа ал-Джурхуми в книге «Ахбар» (Известия) сообщает, что халиф Муавия 1 (661-680) перед походом на Азербайджан спросил у своего военачальника, что тот знает об этой стране, на что тот ответил: «Азербайджан с незапамятных времен является страной тюрков, и там живут тюрки,» (Буниятов. 1964: 5.). То же самое говорится в анонимной персидской хронике 1126 г. (Буниятов. 1965: 183).

В коллективном труде 120-и ученых, в многотомной «Всемирной истории», вышедшей на свет под общей редакцией профессора Хельмолта, в разделе «Атропатена» говорится, что территория Атропатены (Азербайджана) с незапамятных времен заселена тюрками (Azer, Senan. 1942: 23-24).

Все эти факты нашли отражение в «Истории Азербайджана», в совместном труде ведущих ученых Института Истории Национальной Академии Наук Азербайджана (1995-й год).  Несмотря на это, все же некоторые ученые остаются сторонниками старой советской концепции, которая гласит, что первые тюрки на территории Азербайджана появились, будто в V-Vll вв. Согласно этой давно уже устарелой концепции полное тюркизация азербайджанцев произошло в Xl  веке, во времена завоеваний тюрков-Сельджуков. Но факты говорят о другом.

Исследование древних клинописных текстов, относящихся к lll-l тысячелетиям до н.э. показали, что в них упоминаются не только собственно тюрки, но и такие древние тюркские роды как субары (сувары-предки чувашей), ку ( предки тюрко-алтайского рода ку – кижи), кумены (куманы-предки кумандинцев и всех тюрко-кыпчакских народов, в том числе  балкарцев, карачайцев, кумыков, ногайцев, казахов, киргизов, алтайцев, хакасов и т.д.), каш (предки тюрков – качинцев), каски (казахи), саки (прямые предки якутов – саха и сагайцев). И все они упоминаются как древние этнические группы Азербайджана, которые сыграли непосредственную роль в этногенезе азербайджанского народа. Невозможно найти хотя бы один тюркский народ, в чьих жилах не протекала бы кровь вышеуказанных племен.

О тюрках Аррана и Азербайджана говорят и более поздние письменные источники, в том числе и грузинские. Так, в анонимном грузинском источнике Xll в. говорится:

«Зиму тюрки проводят в местности от Тифлиса до Барды, где все это время, как весною, высокая трава, где обильный лес и вода, где имеется много различной дичи и того, что надо для любого рода пользования. Там они разбивают свои палатки. Их лошади, бараны, мулы и верблюды бесчисленны. Весною они поднимаются в горы Сомкет и Арарат. Летом они также находят изобилие травы и источники в этих прекрасных местах» (Brosset 1849-1850: 358-359).

То же самое говорится в анонимной персидской хронике начала Xlll в. «Аджаиб ад-Дунйа», изданной в 1859 г. Н.В. Ханыковым:

«Арран. Эта плодородная земля богата всеми благами. Она некогда являлась зимовкой царей. Ни в одной стране нет столько дворцов, сколько можно встретить в Арране. И не в одной стране нет такого огромного количества тюрков. Говорят, там можно встретить 100 000 тюркских всадников» (Ön və Orta Asiya türklərinin tarixinə dair dörd  anonim mənbə. 2003: 126).

Сказанному надо добавить и слова А.Е. Крымского, который писал:

«Про сам же Арран сказано, что он служил местом перевосходных пастбищ туркменских племен с их изобильными стадами, побор, взятых с туркменских кочевьев в 1226 г. и угнанный в Байлакан к р. Араксу, составлял собой 30 000 голов скота. Число туркменов в Арране не названо в точной цифре, но приведено замечание одного соседного воеводы, что в Арране они – кишащий муравейник или расположившаяся саранча. При этом указано также, что туркменские эмиры в Арране стояли во главе местных крепостей» (Крымский 1981: 111-112).

Литература

Алиев К. Кавказская Албания. Баку, 1974.

Алиев К.Г. Историческая топономика. Изв. АН Азерб. ССР, серия история философии и права. 1969. №4.

Ал-Йакуби. Книга стран. СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып. 38

Ал- Мукаддаси. Самая лучшая книга по разделению  климатов. СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып. 38.

Ашурбейли С.Б. О топониме «Аран». Материалы докладов ll научной конференции посвященной изучении топономики Азерб. ССР. Баку, 1981.

Буниятов З. Обзор источников по истории Азербайджана. Баку, 1964.

Буниятов З. Азербайджан в Vll-lX вв. Баку, 1965

Буниятов З.М. Йакут ал-Хамави. Муджам ал-Булдан… Баку, 1983.

Велиханлы Н.В. Арабские географы – путешественники Х-Хll вв. об Азербайджане. Баку, 1974.

Гейбуллаев Г. К этногенезу азербайджанцев. Баку, 1991.

Дорн Б. Каспий – СПб. 1875.

Ибн Хаукаль. Книга путей и царств. Тифлис, 1908. Вып. 38.

История Азербайджана. Баку, 1958

История Албанской страны Моисея Кагантаваци. Ереван, 1969.

История древнего мира. Расцвет древних обществ. М., 1982.

История епископа Себеоса. Перевел Ст. Малхасянц, Ереван, 1939.

Йакут ал-Хамави. Муджам ал-Булдан… Баку. 1983.

Крымский А. Низами и его современники. Баку, 1981

Кудама. Извлечение из книги о харадже и об обязанностях секретаряю СМОМПК. 1903. Вып. 32.

Мельников С. Сб. Древне-скандинавские географические сочинения – М.1986.

Ниберг Г.С. Материалы по истолкованию пехлевийских надписей Дербента. ИОИА. 1929. Вып. 5.

Орбели А. Избранные труды. М., 1968.

Пахомов Е. А. Пехлевийские надписи Дербента // Изв. ООИА. 1929. Вып. 8.

Сəид Нəфиси. Бабəк. Бакы, 1990.

Страбон. География в 17-ти книгах. М., 1964.

Сумбатзаде А.С. Азербайджанцы – этногенез и формирование народа. Баку, 1990.

Тревер К.В. Источники поистории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959.

Юсифов Ю.Б. О наимованиях «Албания», «Аран». Изв. АН. Азерб. ССР, серия обществ. Наук, 1961, №10.

Ямпольский З. И. Древнейшие сведения о тюрках в зоне Азербайджана. – Уч. Записи АГУ, сер. языка и лит., 1966. №2, с. 62-64.

Ağasıoğlu F. Azər xalqı. Bakı, 2005.

Azer, Senan. İran türkləri. Cümhuriyyət matbaası, 1942.

Azərbaycan tarixi. Bakı, 1995.

Ön və Orta Asiya türklərinin tarixinə dair dörd  anonim mənbə. Bakı, 2003.

Tuncay B. Qafqaz albanlarının dili və ədəbiyyatı. Bakı, 2010.

Advertisements
Bu yazı Dilçilik, Qafqaz Albaniyası, Tarix, Ədəbiyyat kateqoriyasında dərc edildi. Daimi bağlantını seçilmişlərinizə əlavə edin.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma